Украина в поисках инвесторов

Национальное агентство по иностранным инвестициям и развитию («Укрвнешинвест») отобрало 10 из 300 проектов, к реализации которых планируется привлечь иностранных инвесторов, заманив их льготами. Общая стоимость проектов — более $10 млрд

Кому повезло

Выбранные «Укрвнешинвестом» проекты направлены в первую очередь на развитие транспортной инфраструктуры. По информации «ДЕЛА», самым «дорогим» проектом, под который правительство намерено привлечь средства внешних инвесторов, является строительство железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом «Борисполь». На строительство комфортабельной электрички к столичному аэропорту необходимо найти $1 млрд. Второй по стоимости проект также направлен на развитие инфраструктуры — это модернизация и развитие Ильичевского морпорта. Для его реализации государство должно отыскать $760 млн.

Среди отклоненных проектов — программы развития альтернативной энергетики (стоимость более $2 млрд.) и модернизации гидроэлектростанций (около $1,5 млрд.). Не попали в список проекты по строительству и модернизации мощностей по хранению зерна, проект по строительству большой кольцевой дороги вокруг Киева и автотрассы Львов — Краковец.

Какие льготы

По словам главы «Укрвнешинвеста» Сергея Тарана, для привлечения внешних инвесторов в стратегические проекты правительство готово будет предоставлять им отдельные преференции, в частности госгарантии для привлечения средств. Возможен также вариант частичного финансирования проектов за счет средств  госбюджета. Таким образом, по мнению Тарана, участие в проектах будет выгодно для иностранных компаний. «Мы ведем переговоры по отдельным проектам, но не хотелось бы обнародовать эти данные до подписания соглашений», — сказал Таран.

Впрочем, опрошенные «ДЕЛОМ» аналитики скептически относятся к тому, что предлагаемые государством  льготы помогут привлечь инвестиции из-за рубежа. «На данный момент существует большое количество разного рода органов и институтов, которые призваны заниматься содействием привлечению инвестиций, однако «воз и ныне там», — отмечает директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова Василий Юрчишин. Аналитики считают, что внешние инвесторы примут участие в предложенных правительством проектах только в том случае, если украинские власти дадут им четкие и понятные государственные гарантии. «При принятии решения внешний инвестор будет смотреть, насколько успешной была реализация схожих проектов в прошлом, выполнило ли государство взятые на себя обязательства. К сожалению, Украина при таком анализе проигрывает», — отмечает Василий Юрчишин.


 «Укрвнешинвест» отбирал инвестпроекты, поданные на конкурс министерствами и облгосадминистрациями, с учетом рекомендаций и требований UNIDO (Организация ООН по промышленному развитию), группы Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка, а также Всемирной организации интеллектуальной собственности.

10 СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ УКРАИНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, $ млн.

Организация пассажирского скоростного сообщения г. Киев - международный аэропорт "Борисполь"

1 000

Модернизация и развитие Ильичевского морского торгового порта

760

Программа модернизации и завершения строительства ТЭС

383,1

Международный проект создания космического ракетного комплекса "Циклон-4"

260

Производство ветро-электрических установок

250

Программа строительства комплексов по переработке твердых бытовых отходов в городах Украины

178,9

Программа развития индустриальных парков в регионах Украины

Около 160

Строительство завода по фракционированию плазмы крови и создание системы обеспечения населения препаратами крови

120

Строительство скоростного транспортного сообщения с шириной колеи 1435 мм от границы Польши до Львова

н/д

Реконструкция грузового аэропорта в г. Узин на базе бывшей военной базы

н/д