Экономика 26 ноября 2008 в 6:35

Украинские потребители скромнее своих европейских соседей

Украинцы расходуют на потребительские товары в среднем 1,7 тысячи евро в год. То есть в 10-20 раз меньше, чем граждане развитых европейских стран

компания GfK обнародовала данные о покупательной способности жителей разных стран Европы. В соответствии с ними, в текущем году среднестатистический украинец потратил на потребительские товары 1,7 тысячи евро. Таким образом, по показателю покупательной способности Украина заняла предпоследнее место среди 41 европейской страны.

В среднем в Европе жители тратят 12,5 тысячи евро. Лидером в этом списке стал Лихтенштейн с покупательной способностью на уровне 45 тысяч евро в год. За ним следуют Люксембург (28,2 тысячи евро) и Швейцария (26,8 тысячи). На две строчки выше Украины оказалась Беларусь с показателем в 1,9 тысячи долларов. Другой представитель постсоветского пространства — Молдова — замкнула рейтинг (800 евро).

Подпишитесь на канал DELO.UA

Говоря об Украине, представители GfK подчеркивают значительную разницу в покупательной способности жителей разных регионов. Самыми зажиточными признаны жители Киева, которые имеют 3,1 тысячи евро номинального дохода на одного человека. Впрочем, конкуренцию столице составляют два небольших городка. Это Угледар (Донецкая область), являющийся центром угледобывающей промышленности, а также портовый город Южный (Одесская область).

По 120 долларов на руки

В целом исследователи зафиксировали низкий рост покупательной способности в разных странах. Правительства многих стран уже высказали опасения по поводу такой тенденции. Платежеспособность своих граждан они рассматривают как инструмент борьбы с негативными последствиями финансового кризиса. Власти государств даже начали пересматривать свои «планы спасения», делая акцент на помощи простым потребителям, а не финансовому сектору и промышленным предприятиям.

Так, в Японии с целью увеличения покупательной способности правительство намерено сократить налоги на доходы населения. На реализацию этих целей власти потратят 51 миллиард долларов из госбюджета. Правительство Британии планирует временно снизить налог на добавочную стоимость с 17,5% до 15%. На эти инициативы из бюджета будет выделено 30 миллиардов долларов. В то же время для тех, кто зарабатывает более 150 тысяч фунтов (223 тысячи долларов) в год, подоходный налог поднимут с 40 до 45%.

В Германии рассматривается возможность освобождения владельцев автомобилей, отвечающих всем экологическим нормам, от уплаты транспортного налога в течение ближайших двух лет. Внедрение этой меры обойдется стране в 2,5 миллиарда долларов. Кроме того, чтобы спровоцировать спрос покупателей на автомобили, компьютеры и другое оборудование, в Германии вводятся новые правила налогообложения для малых и средних предприятий. С общей суммы налогов им будут списывать 30% инвестиционных расходов.

Некоторые страны, чтобы стимулировать покупательную способность, планируют выделять пособия своим гражданам. Так, правящие партии Японии приняли решение выплатить каждому жителю страны по 12 тысяч иен (120 долларов). Лица моложе 18 и старше 65 лет получат дополнительно еще по 8 тысяч иен (примерно по 80 долларов). На такие пособия потратят 20 миллиардов долларов.

В США демократы предлагают потратить 60 миллиардов долларов на пособия по питанию и безработице. В Китае и во Франции будут увеличены пенсии для нескольких категорий граждан.

Украину оставляют без стимула

Опрошенные «ДЕЛОМ» экономисты утверждают, что стимулировать покупательную способность в Украине не нужно, хотя снижение ее показателя налицо. «В наших условиях, чем больше будут пытаться поднимать спрос, тем большей будет зависимость от импорта, потому что внутренние возможности неспособны удовлетворять возрастающий спрос», — утверждает директор Института экономического прогнозирования Национальной академии наук Валерий Геец.

По мнению главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Сергея Терехина, внедрение мероприятий по увеличению потребительской способности возможно только при низком уровне инфляции. «Эти мероприятия приводят к увеличению цен, а поощрять спрос в ситуации, в которой мы находимся сейчас, я считаю безумством. Мы просто выйдем на уровень инфляции в 30%», — подчеркнул Терехин.

Загрузка...
Новое видео
Як розвивати себе і бути успішним. 5 ключових принципів — Василь Хмельницький / GET Business Festival
Загрузка...