Украинское правосудие в целом гуманно, но это не значит, что проблем нет — правозащитник

В Украине нет широкомасштабных политрепрессий к инакомыслящим, но отдельные перегибы случаются — к таким выводам пришли эксперты

Независимый аналитический доклад о правоприменительной практике по отношению к "сепаратистски настроенным гражданам", не применявшим насилие, был опубликован на сайте "Комитета за гражданские права". Его составитель, сотрудничающий с Delo.UA журналист Алексей Барановский, пришел к выводам, что правоприменительную практику Украины по отношению к лицам, не применявшим насилия, но совершившим признанные преступными деяния, связанные с публикацией мнений и призывов в Интернете, раздачей сепаратистских газет и листовок и т.п. — можно назвать гуманной.

"Нельзя сказать, что в Украине развернуты широкие политические репрессии к инакомыслящим", — отмечается в докладе. — "Как правило, такие преступления "сепаратистской направленности", связанные с выражением мнения, наказываются условным сроком лишения свободы и не связаны с заключением под стражу".

В тоже время, как указано в документе, "зафиксирован ряд случаев чрезмерно жесткого правоприменения, особенно на стадии следствия, когда подсудимых, не представлявших общественной опасности и чьи действия не имели тяжких последствий, помещали под стражу". К таковым в документе относят пацифиста Руслана Коцабу, главного редактора "Рабоче-Крестьянской правды" (г.Ужгород) Анатолия Маевского, депутата Красноградского райсовета Харьковской области Юрия Абакумова и еще несколько лиц.

Кроме того, исходя из правовых позиций, установленных Резолюцией ПАСЕ №1900 (2012) по дефиниции термина "политический заключенный" (принятой в свое время голосами и украинских, и российских депутатов), в докладе названы случаями "политических преследований" уголовные дела в отношении бывшего главы Новоайдарского райсовета Александра Бабенко и Дебальцевского экс-головы Владимира Проценко.

"Политический мотив может быть выявлен в преследованиях и других лиц, приговор которым к настоящему времени еще не вынесен. Например, достаточно очевидно, что политически мотивированными являются дела бывшего мэра Славянска Нелли Штепа и гендиректора "Луганскводы" Сергея Махуренко, но анализировать эти кейсы до вынесения хотя бы приговора первой инстанцией не представляется возможным. Как и дела некоторых иных граждан", — отмечается в докладе.

В то же время в документе сделана оговорка, что сделанные в данном аналитическом отчете выводы следует воспринимать как позицию "при первом приближении" и они не являются непреложной истиной в последней инстанции (автор рассматривает уголовные дела в отношении названных лиц не только с точки зрения указанной Резолюции ПАСЕ, но и исходя из правовых позиций Европейского суда по правам человека в контексте рассмотрения вопросов о балансе между свободой слова и национальной безопасностью, — прим.).

Всего в документе проанализировано около 200 приговоров по первой инстанции и около 30 решений апелляции — всего по 11 статьям Уголовного кодекса Украины, таким как ст. 294 (массовые беспорядки), ст. 109 (покушение на конституционный строй), ст. 110 (посягательство на территориальную целостность) и др.

Также в докладе упоминается проблема т.н. "секретных тюрем" и формирования "обменных фондов военнопленных", по поводу чего делается рекомендация СБУ и СНБО — "разработать, принять и опубликовать нормативно-правовые акты о порядке временного содержания лиц, подлежащих обмену, в соответствии с международными требованиями и стандартами гуманного обращения с заключенными и приравненными к ним лицами".