Уроки ВТО: как Украина выстраивает отношения с международным торговым клубом

В отчетах Всемирного экономического форума ничего не говорится о распространенности и эффективности использования международных торговых институтов, в первую очередь Всемирной торговой организации. Между тем Украина только недавно приступила к использованию доступного в ВТО инструментария. Эти попытки не помешало бы оценить

Украина, пребывающая членом Всемирной торговой организации с мая 2008 года, не очень активно прибегала к участию в торговых спорах в рамках мирового клуба в первые годы. Сейчас Киев принимает участие в 13 торговых спорах: в одном как истец, в трех — как ответчик, а еще в девяти — в качестве третьей стороны.

Жалобы против Украины

19 июня 2015 года ВТО обнародовала промежуточный отчет по введению Украиной дополнительных пошлин с целью защиты торгового баланса. Эти меры были введены 25 февраля этого года и включали дополнительную 5%-ную пошлину на промышленные товары и 10-процентную — на сельскохозяйственные (кроме критического импорта). После проведения двух раундов консультаций на предмет правомерности таких действий 19 июня состоялось заседание Комитета по ограничениям торгового баланса. В итоге большинство стран сочли, что меры были введены в соответствии с правилами ВТО.

Впрочем, о своих возражениях сообщила российская делегация. Поэтому вопрос был вынесен на обсуждение Генерального совета ВТО, который состоялся в конце июля. Генсовет подтвердил правомочность пошлин. Судя по всему, в данном случае Украина изучила международные правила прежде, чем вводить дополнительные торговые ограничения.

Что касается пользы от самих пошлин, то на этот счет есть разные мнения. Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявлял, что их отмена пока нецелесообразна. В то же время парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики поддерживал либерализацию сбора, мотивировав это позитивной динамикой внешней торговли товарами в первые месяцы года. Премьер-министр Арсений Яценюк, ставя задачу Минфину по верстке проекта бюджета, также упомянул предстоящую отмену в 2016 году доппошлин.

Между тем 26 июня текущего года был опубликован финальный отчет Комитета ВТО по разрешению споров по вопросу введения Украиной дополнительных барьеров на импорт легковых автомобилей. Эти пошлины (6,46% для авто с объемом двигателя 1-1,5 л, 12,95% для 1,5-2,2 л) были введены 14 марта 2013 года под влиянием украинского автомобильного лобби. Осенью того же года Япония, один из основных поставщиков авто в Украину, запросила консультации, которые закончились только сейчас. Было установлено, что Киев нарушил 10 различных правил ВТО, поэтому комитет рекомендовал Украине отозвать дополнительные пошлины.

Впрочем, это уже неважно. Пошлины вводились на три года, а прошло больше двух. К тому же нынешний обменный курс и так почти убил импорт автомобилей. Да и Украина еще в феврале 2014 года согласилась постепенно снижать ставки дополнительной пошлины (на треть через год, еще вдвое через два года). Так что тут вопрос к самой ВТО относительно скорости ее бюрократических процедур.

Результатов по более свежим претензиям еще нет. Например, 7 мая 2015 года Москва подала на Киев жалобу по поводу антидемпинговых мер по отношению к импорту аммиачной селитры из Российской Федерации. Пошлины на уровне 11,91% были изначально приняты в 2008 году, а в 2014-м продлены на пять лет, причем были повышены до 36,03%. Что характерно, сам Киев не подавал жалоб на действия Москвы, хотя поводов для этого было предостаточно, особенно в сфере сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

Да что там 2015-й… До сих пор нет реакции ВТО на более давний кейс. 2 марта 2011 года Молдова пожаловалась на снижение в 2008 году Украиной ставки акцизного сбора на дистиллированные спирты местного производства в ущерб импортным. Какое-то время Кишинев пытался договориться в двустороннем порядке. Безуспешно, поэтому вынужден был обратиться в ВТО.

Жалобы Украины

Интересно, что Республика Молдова подала такую жалобу буквально через две недели после того, как получила подобную от Украины. Киев сообщил, что считает противоречащим нормам ВТО так называемый экологический сбор в размере 0,5-5% от суммы импортируемого товара, если товар "загрязняет окружающую среду". В частности, он взимался с пластиковой или тетрапак-упаковки. При этом с местных аналогичных товаров сбор не взимается, что выглядит явной дискриминацией. По данному кейсу никаких результатов тоже пока нет.

Наконец, 13 марта 2012 года Украина пожаловалась на Австралию по поводу закона, принятого там в 2011-м в отношении упаковки сигарет. Согласно данному закону, принятому в рамках борьбы с курением, все упаковки независимо от производителя должны быть оформлены одинаково. Большую часть площади должна занимать фотография последствий курения, торговая марка и марка конкретных сигарет должны быть написаны унифицированным шрифтом и без логотипов. В Киеве сочли, что такие правила нарушают права торговых марок.

Причины подобной претензии были не совсем понятны. Украина действительно экспортирует немало сигарет (только в 2013 году экспорт составил около $250 млн), однако в основном поставки приходятся на соседние страны вроде Молдовы, Грузии и Азербайджана (на эти три страны приходится 77% всего объема экспорта). В Австралию Украина сигареты вообще не поставляет. Кроме того, все четыре украинских производителя табачных изделий входят в международные группы и производят западные торговые марки, поэтому не совсем понятно, зачем Киев взялся их защищать.

Возможно, правительство тогда просто решило потренироваться, специально выбрав для этого страну, с которой нас мало что связывает. Впрочем, нельзя исключать и лоббирование интересов табачных компаний. Аналогичные жалобы в том году подали Гондурас, Доминиканская республика, Куба и Индонезия. Что интересно, из них только Индонезия входит в топ-десятку стран-производителей табака. Основные же игроки рынка, вроде Китая и Индии, жалобы не подавали. Очевидно, не желая портить отношения с крупным торговым партнером.

В начале июня этого года Абромавичус сообщил, что Украина решила прекратить участие в споре с Австралией. "Во-первых, у нас сейчас очень ограниченны ресурсы и мы бы хотели их направить на прямой торговый интерес Украины. Во-вторых, в этом споре отсутствует экономическая логика. В-третьих, спор имеет негативные последствия для нашей страны", — резюмировал глава МЭРТ.

Больше о перспективах отношений Украины и ВТО читайте в интервью торгового представителя Украины Натальи Микольской сегодня вечером.