Уровень трансграничного сотрудничества в украинских регионах, граничащих с ЕС и имеющих общую границу с СНГ, разительно отличается не в пользу последних

Евросоюз щедро финансирует программы развития граничных с ЕС территорий. Но регионы Украины, имеющие доступ к этим программам, не всегда могут добиться выделения средств Еврокомиссией

Украинские  приграничные  регионы можно  разделить на две глобальные категории – те,  которые  граничат с ЕС, и те, которые имеют общую границу с Россией и Беларусью.  Разница между категориями разительна. Отличаются они в первую очередь с точки зрения финансовых  возможностей,  поскольку ЕС предоставляет в рамках своих программ достаточно серьезное финансирование для приграничных с Евросоюзом территорий, и Ивано-Франковская, Черновицкая, Закарпатская, Волынская,  Львовская, Одесская области Украины имеют доступ к этим программам. Финансирование выделяется на реализацию наиболее насущных проблем в том или ином регионе и является для ЕС косвенным способом гарантии спокойствия на своих границах.

Картина на границе с Беларусью и Россией иная - проекты ТГС там не имеют государственной финансовой поддержки ни от одной из сторон. «Но тут есть другой положительный момент – понимая, что  денег от ЕС нет и не будет, там местные власти  довольно часто проявляют инициативу и реализуют проекты ТГС. В частности, они занимали очень активную позицию при  создании еврорегиона «Днепр», - говорит исполнительный директор Центра региональных исследований Игорь Студенников.

Тем не менее по количеству реализованных проектов в сфере ТГС закономерно лидируют области Западной Украины. «Если проанализировать, какая область имеет больше всего таких проектов, то мы видим, что Закарпатская область - в лидерах. Безусловно, сыграло свою роль то, что она имеет доступ к четырем границам, но немаловажен и такой фактор, как культура и менталитет местных жителей. Население Закарпатья давно настроено на такое сотрудничество, - объясняет директор регионального филиала Национального института стратегических исследований в  Ужгороде Светлана Митряева. - Но нужно отметить и роль органов местного самоуправления - они вовлечены в процесс и очень активно работают как над реализацией уже существующих проектов, так и над созданием новых». Согласно проведенному институтом исследованию, жители Закарпатской области имеют наибольшее  количество заграничных паспортов, они лидируют по этому показателю даже среди жителей Западного региона страны, где количество загранпаспортов у населения традиционно всегда  было высоким. «И это также позволяет использовать возможности трансграничного сотрудничества», - отмечает она.


В очереди за деньгами

На сегодня Украина имеет доступ к трем программам Еврокомиссии в сфере ТГС, программный период которых - 2007-2013 гг. Это программа «Румыния - Украина - Молдова», программа трансграничного сотрудничества «Венгрия - Словакия - Украина – Румыния», программа «Польша – Беларусь - Украина». Особняком стоит программа в Черноморском  бассейне. Программа разделена на три компонента – социально-экономическое развитие, охрана природы  и предотвращение  чрезвычайных ситуаций, и  «люди - людям». Финансирование распределяется пропорционально между направлениями,  с явным перевесом в сторону первых двух.

Статуса приграничного региона с ЕС недостаточно, чтобы получить средства Еврокомиссии. ЕС четко регламентирует процедуру подачи заявок, проводит конкурс и финансирует лишь конкретные проекты.

Согласно процедуре, аппликат оформляет заявку, в  которой описывается проблема  региона, пути ее решения и указывается необходимый бюджет. Понятно, что  заявка должна соответствовать приоритетам программы, в рамках которой подается, иначе она не будет  профинансирована (при честной процедуре оценки, добавляют эксперты). Местные власти могут определять наиболее приоритетные направления, требующие инвестиций на этапе подготовки  заявки, однако когда средства получены, смена целевого назначения не допускается.  «Ситуация, когда попросили деньги на ремонт водопровода,  а потом решили подлатать за них дорогу, исключена. Это трактуется как нецелевое использование средств, причем и по украинскому, так и европейскому законодательству», - отмечает Игорь Студенников.

При этом описанный алгоритм – это идеальный, теоретический  вариант развития событий, а на практике процедура получения грантов выглядит не так однозначно. 

Европейский шлагбаум

По ряду параметров Украина находится в невыгодном положении по сравнению со странами - партнерами по программам ЕС. В  частности можно услышать нарекания на  программу "Польша – Беларусь – Украина", в рамках реализации которой поляки стараются «перетянуть одеяло на себя» и направлять большую часть средств на реализацию проектов на своей территории.

А ситуацию с программой «Румыния – Украина - Молдова» эксперты вообще характеризуют как «из ряда вон выходящую». Скандал, связанный с определением проектов-победителей  на конкурсе в 2009 году, до сих пор не разрешен и уже вышел на уровень Брюсселя. Результат этого конкурса был для Украины плачевным - из 30 млн евро, которые были выделены в рамках этой программы, Украине досталось лишь 800 тыс евро на реализацию  трех проектов, подготовленных украинскими аппликатами.

Как потом оказалось, для аппликатов создавались искусственные препятствия, и очень большое количество заявок было вообще не допущено к конкурсу. Скандал начал разгораться еще после первой фазы, когда выяснилось,  что в части заявок недостает некоторых обязательных  документов. В то же время отсутствие даже одного из сформированного Еврокомиссией обязательного перечня  документов является формальным поводом отклонить заявку. У части аппликатов, в том числе украинских, недоставало Декларации аппликата – документа, в котором он подтверждает свою готовность выполнять свой проект.  «По сути это была системная ошибка, но массу проектов  отклонили из-за этой формальности, при том что эти данные ни на что не влияли. Но параллельно  были допущены заявки, где не было ни много ни мало – бюджета, то есть ключевого момента,   который определяет реалистичность проекта»   - говорит Игорь Студенников.

Он отметил, что Минэкономики Украины тогда заняло активную позицию, требуя пересмотреть результаты, однако результат его так до сих пор не определен. Эксперты отмечают, что это большая потеря для Украины, поскольку, помимо солидного бюджета программы (126 млн евро), она давала возможность реализовывать инфраструктурные проекты, то есть деньги могли быть направлены ремонт дорог, водопроводы и т.п. «В рамках этой программы можно было бы привести в порядок участки дорог  в населенных пунктах. Более того, в  украинском Придунавье есть населенные  пункты, которые не имеют доступа к качественной питьевой воде, и эти средства помогли бы исправить ситуацию», - сетует Игорь Студенников.

19-20 октября в Донецке состоится IV Международный Инвестиционный Саммит DID 2011.

Тема саммита в этом году «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО». Генеральный партнер Саммита компания «Систем Кэпитал Менеджмент» http://www.scm.com.ua/