В налогообложении ожидается прогресс: сколько придется платить обеспеченным украинцам

С 1 июля украинцы будут отдавать государству от 15% до 25% пассивных доходов, если их размер превысил 21 тыс. грн. Delo.ua попыталось проанализировать, как это новшество повлияет на государственный бюджет и простых украинцев

В середине лета запасливых украинцев ждет неприятный сюрприз. Их пассивные доходы будут облагаться налогом по так называемой прогрессивной шкале — от 15 до 25% в зависимости от размера дохода. Эта норма прописана в принятом недавно Законе "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине" и касается процентов по депозитам и облигациям, дивидендов, роялти и доходов от аренды недвижимости.

Так, с 1 июля 2014 года все украинцы, получившие годовой пассивный доход в размере от 17 до 204 прожиточных минимумов (от 20,7 тыс. до 248,5 тыс. грн), будут отдавать государству 15% от него; если доход составил от 204 до 396 прожиточных минимумов (от 248,5 тыс. до 482,3 тыс. грн) — то 20%, и по ставке 25% облагаются доходы, составляющие 396 прожиточных минимумов и более (от 482,3 тыс. грн).

С одной стороны, казалось бы, это нововведение должно помочь в наполнении государственного бюджета. Правительство, например, ожидает, что принятие этого закона увеличит доходную часть бюджета на сумму около 44 млрд грн в год. Однако нельзя забывать о хроническом отвращении к налогам со стороны украинцев. Не получим ли мы обратный эффект, когда налоги вместо того, чтобы стройными рядами идти в казну, еще глубже залягут на дно?

Руководитель Киевского центра поддержки и развития бизнеса Дмитрий Гарный считает, что повышать налог на пассивные доходы — плохая идея. "Значительное повышение ставки налога на пассивные доходы неминуемо приведет к их сокрытию. Многие собственники бизнеса готовы были отдать государству 5% от суммы выплаченных им дивидендов или 15% от инвестиционной прибыли и знать, что они абсолютно чисты перед государством. Что касается ставки в 15%, 20% или 25%, то для многих предпринимателей эти суммы станут неподъемными. Будут применяться как старые и простые методы выведения прибыли — при помощи физлиц предпринимателей — так и более сложные, в частности, схемы с использованием компаний-нерезидентов", — выразил свои опасения эксперт. Кроме того, по его мнению, повышение ставок налога негативно скажется на привлечении инвестиций в страну.

Как известно, чтобы уйти от налогов, нечистые на руку предприниматели регистрируют предприятие на умершего человека либо на малообеспеченных лиц, получающих за это незначительное вознаграждение. В такой фирме числятся, как правило, один-два человека, ни помещения, ни материальной базы, ни капитала нет, уставной фонд — минимальный. Из такого предприятия в налоговые органы посылаются отчетные документы, в которых отражено либо полное отсутствие финансовой деятельности либо ее убыточность. Такая схема называется "налоговой ямой". В результате ее деятельности, легализуются теневые доходы, не платятся налоги, конвертируются деньги и т.п. Государство из-за таких фирм теряет миллионные суммы.

Оценивая перспективы снижения налогов в будущем, Дмитрий Гарный считает, что ставки налога в ближайшее время вряд ли будут снижаться. "Сейчас активно обсуждается идея налоговой амнистии налога на проценты с депозитов. Это, в свою очередь, приведет к более пристальному анализу источников денежных доходов граждан и, возможно, к применению косвенных методов определения налоговых обязательств по НДФЛ. Если сегодня все усилия налоговых органов направлены на взыскание налогов с бизнеса, то в скором будущем налоговики вполне могут заняться гражданами с большими доходами", — предупреждает эксперт.

Директор Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Олег Устенко тоже осуждает действия правительства. Он считает, что прогрессивная шкала налогообложения слишком сложна и дорога в администрировании, поэтому вводить ее было нецелесообразно. "Как правило, лучше работает и гораздо легче администрируется плоская шкала налогообложения. Ставка может быть и высокой, но она должна быть одна", — утверждает эксперт.

С этим также согласен председатель правления Банка Кипра Иван Кузовкин. По его словам, после перехода на новую систему количество представляемых налоговых деклараций многократно возрастет, а это дополнительная нагрузка для налоговых органов, которые эту отчетность должны будут принимать и обрабатывать. Кроме того, усложнится ситуация и для банков, считает Кузовкин. "Банки должны будут давать отчет по депозитам, потому что с 1 июля отменяется банковская тайна относительно депозитных вкладов", — поясняет глава Банка Кипра. Однако, считает эксперт, в основном, трудности с прогрессивной налоговой шкалой будут испытывать налогоплательщики, которым придется проделывать намного больше бумажной работы.

Но Министерство финансов это тоже понимает, поэтому в настоящее время, ведет консультации с банками и бизнесом относительно того, как вести администрирование прогрессивного налога на пассивные доходы физических лиц. "По суммам пока мы ничего менять не будем. Мы ведем дискуссии, сегодня с банкирами еще раз поговорим о том, как будем администрировать этот налог", — сказал министр финансов Александр Шлапак на брифинге 7 апреля.

Экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь считает, что налоговое нововведение определенно увеличит доходы в госбюджет, однако не в столь существенных объемах как требуется. "Можно было поднять ренты на использование природных ресурсов, и это принесло бы больше доходов в бюджет, чем повышение подоходного налога", — считает эксперт. В то же время, по его словам, есть опасность, что часть налогоплательщиков попытается скрыть свою прибыль. "Я всегда выступал за плоскую шкалу налогообложения, потому что она не создает дополнительные стимулы к уклонению от налогов", — резюмирует Александр Жолудь.

Начальник отдела анализа исследований Райффайзен Банка Аваль Дмитрий Сологуб уверен, что даже введение 5% налога на доходы от депозитов может дополнительно принести бюджету 1-2 млрд грн в год. По подсчетам Ивана Кузовкина, если предположить, что годовой объем депозитов в Украине будет на уровне 2013 года — 666 млрд гривень (данные НБУ), то новая система налогообложения со ставками 15-25% только на депозитных счетах может принести в госбюджет "лишние" 7 млрд гривень в год.