В российской прессе всплыл официальный протокол тайных переговоров между Украиной и Россией

В пятницу российско-украинская межгосударственная комиссия в шестой раз обсудит вопросы экономического сотрудничества двух стран. Российские СМИ получили проект Протокола, который должны подписать российский и украинский премьеры Путин и Азаров

совещание состоялось еще в ноябре прошлого года, при Викторе Ющенко. Нынешнее пройдет в свете прорывных договоренностей по газу и должно показать, как далеко простирается желание двух стран идти друг другу навстречу. Как выяснил "Маркер" из подготовленных к заседанию документов, в центре обсуждения окажутся модернизация украинских газопроводов, транспорт и сельское хозяйство. Несколько омрачающие картину вопросы притеснения российских металлургов и химиков рассматриваться не будут.

Россия модернизирует украинские газопроводы

По словам источника в "Нафтогазе", текущее техническое состояние оборудования близко к критическому, поэтому поручения нацелены в первую очередь на обеспечение надежного транзита российского газа в Европу. Фактически речь идет об отказе Украины от выполнения условий Брюссельской декларации. По условиям этого соглашения в обмен на кредит в $3 млрд. Киев обязался открыть третьим сторонам доступ к украинским газохранилищам и вывести трубопроводную систему из-под контроля "Нафтогаза".

Большая часть средств предназначалась именно для модернизации компрессоров. Теперь речь об этом уже не идет. Техническим перевооружением украинской газовой отрасли будут заниматься российские компании. Единственное условие Киева — новое оборудование должно быть украинского производства. Закупать его планируют у "Полтавского турбомеханического завода", "Глуховского завода "Электропанель" и "ВНИИкомпрессормаш".

Финансировать модернизацию будут за счет российских кредитов. Не исключено, что они будут выданы под залог газотранспортных активов. А это значит, что Россия фактически получит доступ к управлению украинской трубой, реализовав свою давнюю мечту.

Чем "топить" атомные станции, пока не решили

Единой позиции по поставкам российского ядерного топлива на Украину до сих пор нет. Киев готов к заключению долгосрочного соглашения, однако предлагаемый российским концерном ТВЭЛ 15-летний срок у украинской стороны поддержки пока не получил. Завершить согласование позиций стороны планируют к июню — соответствующее поручение "Росатому", "Энергоатому" и ТВЭЛ также значится в проекте протокола.

Еще одна несогласованная позиция — совместное производство ядерного топлива. Стороны сошлись лишь в том, что приоритетом является размещение предприятия на Украине. Однако "Росатом" и Минтопэнерго Украины также рассматривают возможность создания СП на базе Новосибирского завода химконцентратов. Экономику проекта стороны планируют просчитать к июню.

"Росатом" уже несколько лет продавливает этот проект, обещая взамен передать Украине технологию производства циркония и помочь восстановить производственные мощности ГНПП "Цирконий". Одно время глава "Росатома" Сергей Кириенко заявлял, что Россия готова даже на паритет в этом проекте.

Внутреннего рынка сбыта для циркония, который используется для производства некоторых видов ядерного топлива, на Украине нет. Киеву остается его либо экспортировать, либо перерабатывать в других странах. Однако соглашаться на СП в Новосибирске Украина не спешит. Страна заинтересована в создание на своей территории полного цикла производства ядерного топлива. При этом проекты по совместной добыче урана на территории Украины в числе приоритетных не значатся. Так же как и инициативы по строительству новых энергоблоков и совместному производству оборудования для атомных станций.

В числе российских инициатив, предложенных на рассмотрение Киева, — долгосрочное соглашение на оказание услуг по отработанному ядерному топливу с Ровенской АЭС. Ключевым вопросом здесь будет стоимость контракта. Детально обсуждать его стороны планируют только в сентябре.

Международная транспортная паутина

Стороны подтверждают и готовность сотрудничать в проектах развития железнодорожного транспорта, в том числе строительства ширококолейной железной дороги Кошице—Братислава—Вена. В Братиславе 6 апреля РЖД с железнодорожными администрациями участников проекта — Австрии, Словакии и Украины — подписали четырехстороннее соглашение о подготовке обоснования инвестиций проекта. Строительство дороги нацелено на создание еще одного транзитного коридора для контейнерных и сырьевых грузов между Европой, Россией и Азией. По оценкам РЖД, через 15 лет объем перевозок по участку Кошице—Братислава могут составить 23,7 млн. т, по участку Братислава—Вена — 18,5 млн. т.

От Киева до Москвы - с ветерком

В России станет больше украинского сахара

Объединение авиастроителей не согласовано

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ РОССИЙСКО-УКРАИНСКОГО КОМИТЕТА ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА