Валютные ОВГЗ: Панацея для бюджета или ловушка для экономики

Чем для украинской экономики может обернуться позитив от внутренних валютных заимствований

Тот факт, что Украина живет в долг, давно не является секретом. И если раньше расплачиваться получалось за счет новых внешних заимствований, то сейчас МВФ не спешит предоставлять нашей стране новый кредит. В итоге Минфину пришлось воплотить один из самих смелых экономических прогнозов: возвращать внешние долги самостоятельно, увеличив объем заимствований внутри страны. При этом львиную долю средств удалось привлечь за счет продажи валютных гособлигаций.

Чем в дальнейшем обернутся для Украины рекордные объемы продаж долларовых ОВГЗ, зависит от нескольких факторов. Развитие событий может оказаться неожиданным как для властей, так и для основных покупателей таких облигаций.

Как ОВГЗ "закрыли" дыру в бюджете

Практика размещения валютных ОВГЗ уже успела доказать свою эффективность: за полтора года с момента первых размещений Минфину удалось привлечь на рынке $6,7 млрд. Для сравнения, внешние заимствования в аналогичном периоде составляют $6,1 млрд.

Чистое привлечение в бюджет через ОВГЗ в первом квартале 2013-го составило 28,7 млрд грн, а с учетом выпуска ОВГЗ для финансирования дефицита "Нафтогаза" и Аграрного фонда — 41,7 млрд грн. Активное финансирование дефицита бюджета Нацбанком компенсировалось тем, что значительная доля размещений ОВГЗ проводилась в иностранной валюте ($2,75 млрд с учетом погашений, эквивалент 22,0 млрд грн). Около 61% новых ОВГЗ в обращении были выкуплены за счет "дружественного спроса" со стороны НБУ.

[graph_373]

Этот инструмент фактически помог покрыть дефицит бюджета и перевел из банковской системы в экономику долларовую ликвидность, считают аналитики компании Concorde Capital. "Поскольку банки ограничены в кредитовании в инвалюте, они охотно отдают лишнюю валютную ликвидность Минфину, который, в свою очередь, выбрасывает ее в экономику, тем самим частично удовлетворяя спрос на валюту и экономя золотовалютные резервы НБУ", — отмечается в их исследовании.

Также валютные заимствования, по мнению аналитиков, позволили нейтрализовать лишнюю гривневую ликвидность. "Вместо эмиссионного выброса гривны в экономику, которая могла бы перекочевать на валютный рынок, происходил микс выброса эмиссионной гривны и доллара, который без валютных ОВГЗ так и остался бы на счетах у банков", — констатировали эксперты.

[graph_374]

В то же время баланс по внешним привлечениям был негативным — по внешним долгам выплатили на 1,2 млрд грн больше, чем привлекли, а доходы от приватизации в первом полугодии 2013-го составили всего 0,17 млрд грн, что менее 2% от годового плана.

Скрытая угроза для экономики

На первый взгляд, все не так уж плохо: благодаря средствам, полученным от размещения ОВГЗ на украинских биржах, график выплат по долгам перед МВФ соблюдается неукоснительно. Попутно удалось "прикрыть дыры" в госбюджете: в первом полугодии 2013-го дефицит в 22,5 млрд грн, без учета 8 млрд грн для НАК "Нафтогаз Украины", был полностью профинансирован за счет внутренних заимствований.

[graph_372]

При этом внутренние размещения ОВГЗ могут остаться единственным источником покрытия дефицита, поскольку шансы привлечь средства на внешних рынках не очень высоки, а поступления от приватизации не гарантированы. Как и в первом полугодии, НБУ, скорее всего, останется основным покупателем бумаг Минфина.

Однако эксперты бьют тревогу: во втором полугодии наступает срок возвращения валютных займов. Если в первой половине 2013-го Минфин за счет размещения валютных ОВГЗ привлек $3,25 млрд, а погасил бумаги на $0,5 млрд, то во втором полугодии по облигациям придется выплатить уже $1,4 млрд.

[graph_371]

Ситуацию усугубляет потребность в финансировании дефицита госбюджета, который, с учетом долга "Нафтогаза", будет на уровне 40 млрд грн. А значит, в случае падения спроса на валютные ОВГЗ во втором полугодии все позитивные эффекты развернутся в обратную сторону: средств на возвращение облигаций может не найтись, и тогда Нацбанку придется включить "печатный станок", что завершится падением стоимости национальной валюты.

Чего стоит ждать во втором полугодии

Предпосылки для падения уровня внутренних валютных привлечений вполне реальны: во второй половине года банки вряд ли смогут обеспечить прежний уровень покупки долларовых госбумаг. По итогам первого полугодия банковская система потеряла порядка $0,5 млрд (более 3,9 млрд грн) валютных депозитов. Аукционы в июле — яркое тому свидетельство: Минфину не удалось повторить показатели времен первого полугодия по продаже валютных ОВГЗ, несмотря на увеличение процентных ставок.

По мнению аналитиков, общий спрос на валютные ОВГЗ во втором полугодии может снизиться на 20%, а значит правительству удастся привлечь на внутреннем рынке около $2,0 млрд. При этом, чистый приток от продажи долларовых госбумаг, с учетом грядущих выплат $1,4 млрд, составит всего $0,6 млрд (около 5 млрд грн).

[graph_375]

"Из бюджета будет выплачено около 35 млрд эмиссионной гривни, и только $0,6 млрд (5 млрд грн) иностранной валюты. Разница между гривневыми и валютными вливаниями в размере 30 млрд грн (против 3 млрд грн в первом полугодии) может создать дополнительный спрос на иностранную валюту в соответствующем размере, если регулятору не удастся полностью нейтрализовать эту дополнительную ликвидность", — опасаются в Concorde Capital.

В случае отсутствия спроса на валютные ОВГЗ правительству придется приобретать доллары на валютном рынке. "Таким образом, с рынка уйдет значительное количество наличной инвалюты, и при этом будет огромный приток эмиссионной гривни, который может превратиться в дополнительный спрос на доллар в размере до $6 млрд. О том, что это может значить для золотовалютных резервов НБУ, говорить не нужно", — отмечают эксперты.

[graph_376]

Однако описанных выше событий можно избежать. Для этого Минфину необходимо обеспечить объемы продаж валютных ОВГЗ на достаточном уровне, в том числе и за счет увеличения их ликвидности госбумаг, а Нацбанку — удерживать стабильность гривни, сохраняя при этом достаточный уровень золотовалютных резервов.

Любое государство способно искусственно удерживать курс национальной валюты от снижения и в отдельных случаях это необходимая и разумная мера, считает Александр Михайленко, аналитик компании "Альпари". "Но необходимо понимать, что для этого нужна иностранная валюта, которая может быть получена за счет займов, экспорта или сокращения золотовалютных резервов государства. В нашем случае с 2010 года наблюдается устойчивый дефицит торгового баланса и текущего счета, что свидетельствует о невозможности финансирования процесса стабилизации курса за счет экспортной компоненты", — констатирует эксперт.

А значит, правительству пора задуматься о поиске новых источников для наполнения госбюджета, которые смогут обеспечить не только ситуативную, но и долгосрочную стабильность на валютном рынке. И заодно рассчитаться с долгами без ощутимого ущерба для экономики.