Волшебная таблетка Брэнсона: об эффективности краткосрочных привозных бизнес-семинаров

Прошедшая весна была богата на привозные семинары разных гуру от мирового бизнеса. Украинский рынок обучающих мероприятий пестрел приглашениями на лекции и мастер-классы тех, чьи книги занимают первые ряды на книжных полках любителей деловой литературы

Рядом со знакомыми именами не единожды проскальзывали удивительные цены за входные билеты на встречу с "великими". Подчас цены потрясающе не соответствовали экономическим реалиям, в которых вынуждены ежедневно вести дела украинские собственники и менеджеры. Пара тысяч американских долларов за место в первых рядах форума длиной в один день — нашлись и такие, кто был готов заплатить эту сумму за возможность лицезреть вблизи несколько бизнес-знаменитостей. Однако по окончании мероприятия многие задавались вопросом: "Для чего вообще тратить на это деньги и каков ценовой предел участия в такого рода встречах?",пишет "ТОП-100. Лучшие топ-менеджеры Украины".

"На мой взгляд, на такие мероприятия люди ходят по двум причинам — из-за "понтов" и веры в чудо, — говорит Демьян Попов, руководитель Киевского центра Украинского союза психотерапевтов, директор и совладелец Гомеопатического центра им. Д. Попова. — Я не верю, что просто посидев и послушав выступление в многочисленной аудитории, можно научиться чему-то принципиально новому, даже у весьма харизматичной личности. Возможно, кому-то, кто "готов" услышать и принять новые идеи, такое слушание даст толчок к новому восприятию себя и мира, к новым действиям. Но у подавляющего большинства после таких мероприятий остаются только "понты" и разочарование от несбывшейся веры в очередного кудесника. Причем все равно, о ком речь — о Ричарде Брэнсоне или Далай Ламе. Перемены приходят в результате кропотливой, длительной и напряженной работы внутри человека, только в этом случае возникает результат извне, будь то успех в бизнесе, политике или духовном просветлении. А обычным присутствием на шоу этой длительной внутренней работы не заменить".

По словам Юлии Клименко, CEO тренингово-консалтинговой компании PersonUp, основное отличие в обучении взрослых от подростков и студентов заключается в том, что взрослые люди учатся только когда видят в этом смысл, когда они могут применить полученные знания и умения в своей реальной деятельности, когда обучение связано с определенной сложностью и вызовами. В такие моменты люди наиболее креативны и наилучшим образом воспринимают информацию.

"Поиск смысла получаемой информации является врожденным. Каждый раз, когда мы получаем новую информацию, мы пропускаем ее через свой опыт, установки и убеждения.

На основании этого делаем свои выводы, — объясняет Юлия Клименко. — На вопрос, зачем люди ходят на именитых и дорогих приезжих спикеров, у меня есть несколько вариантов ответов. Во-первых, это поиск быстрых, готовых шаблонных лекал-решений. Но, по моему мнению, таких решений нет и быть не может. Даже если ты нашел такое решение, скорее всего, оно принесет одноразовый, краткосрочный результат. Кроме того, безусловно, можно говорить об эмоциональной зарядке. Но такая мотивация действует максимум две-три недели, а дальше человек "валится" в привычную модель поведения, поскольку внутри у него не происходило серьезной работы". По словам Юлии Клименко, любители привозных звездных семинаров кроме поиска волшебных палочек и шаблонов также преследуют цель расширить сеть контактов. А в редких случаях — поработать с установками и убеждениями.

Плата за вдохновение

Ольга Продан, совладелец фамильной студии шоколада Prodan's, говорит о том, что по ее мнению, встречи с гуру бизнеса — это в большей степени встречи для вдохновения, а не для нового опыта. Но она сомневается, что за такое вдохновение стоит платить серьезные деньги.

"Каждая бизнес-история начинается в определенный момент времени (благоприятный в политическом, законодательном, или ином аспекте). Каждая история имеет свои культурно-этнические особенности. У всех бизнесменов был разный стартовый капитал (образование, харизма или реальные деньги). Им способствовали или препятствовали разные люди и обстоятельства. Получается, что опыт, к примеру, Ричарда Брэнсона может подвигнуть нас быть более настойчивыми, оптимистичными, рисковыми бизнесменами. Но стоит ли платить за его выступление 100 тыс. грн? Может, достаточно прочесть его книги и посмотреть интервью? На данном личном этапе мне достаточно второго".

Потенциальные слушатели готовы платить даже за вдохновение, если это плата за вдохновение от "нового", то есть не за повторы идей, уже прописанных в книгах, снятых на видео. Они готовы дать денег даже за однодневное выступление приезжей звезды, если знают, что взамен получат эксклюзив — что-то, чего нельзя найти в сети.

"Брэнсон, конечно, милый. Но он давно все в книгах написал, а нового не придумывает. И слабо готовится к выступлениям, — добавляет Александр Толкач, CEO Commolior-T. — Его книги я покупал. Но пары конференций хватило, чтобы понять; за деньги я на его выступление не пойду".

"Можно, конечно, участвовать во встречах с интересными выдающимися бизнесменами, естественно, практиками, которые прошли весь путь с нуля и могли бы искренне рассказать о своем бизнесе, ответить на каверзные и неудобные вопросы, а не говорить шаблонные вещи, — делится Ольга Продан. — Полезно услышать их истории, которые заряжают энергией и мотивируют. Хотя вряд ли это поможет решить реальные задачи у конкретного бизнесмена в текущий момент". По ее словам, идеальным спикером, на выступление которого можно согласиться, может быть бизнесмен харизматичный, личностно интересный, умеющий говорить по делу, "а не только рассказывать байки из жизни": "В наше время множество подобных баек можно почерпнуть из видеоинтервью в интернете".

Таким образом, невелик смысл платить деньги за выступления, которые не содержат "живую" информацию. Слушатели желают спикеров, которые способны отвечать на хитроумные и некорректные вопросы, не ограничиваясь шаблонными, "выглаженными" текстами.

С другой стороны, если приезжий спикер соответствует всем вышеперечисленным требованиям — он эффективен, свеж, остроумен, готов предоставить аудитории новый опыт, живую информацию, реальные кейсы, возникает закономерный вопрос: зачем тратиться на обучение одного дня, если такого спикера гораздо эффективнее слушать в рамках системной программы обучения?

Александр Бродский, соучредитель и СEO ООО "Робин Фрут", в целом считает, что разовые семинары и форумы не имеют смысла, поскольку обучение — процесс системный. Соответственно, неразумно платить за участие в такого рода мероприятиях. Но он не исключает и полезной стороны вопроса — вдохновения и стимула к дальнейшему обучению:

"Я считаю, что подобного рода мастер-классы имеют более чем касательное отношение к обучению. Соответственно, я не готов за это платить, — будь то семинар Адизеса, Брэнсона, Питерса, Кови или Далай Ламы. Но такие "причащения" могут быть и полезными. Для кого-то они станут стимулом для чтения книг этих и других весьма уважаемых людей. Любой же приезд их сюда на гастроли с целью просвещения в рамках мастер-классов я воспринимаю не более чем как попытку "монетизировать" свой имидж. Они, безусловно, этого достойны. И паства всегда найдется. Ведь это круто — побывать на мастер-классе Брэнсона. Но в моем понимании обучение — процесс системный, который зиждется в основном на самообразовании и академических подходах. Я отдаю предпочтение именно этому, например — программам МВА".

Бюджет на soft skills

Негативное отношение к краткосрочным привозным семинарам основывается на том, что данные мероприятия не способны помочь реализовать цель "обучения". Но у них слегка другая задача. Кроме вдохновения и толчка к дальнейшей внутренней работе, они могут стать дополнительным инструментом для развития так называемых soft skills.

"Еще несколько десятков лет назад основным вложением в свое профессиональное и личное развитие было получение высшего образования и профильные курсы. Сейчас ситуация принципиально изменилась. Для того чтобы быть конкурентоспособным, недостаточно выучиться, необходимо учиться постоянно, — комментирует Олеся Стецюк, тренер компании Person Up. — Более того, необходимо не только получать новые знания (например, учить языки, компьютерные программы для работы). Важно развивать так называемые soft skills — навыки коммуникации, влияния и убеждения, самоменеджмента, работы с информацией, креативность, критическое мышление и многое другое. Конечно, они не заменят умения, например, программировать на Java. Но при прочих равных девелопер, который быстро учится, умеет организовать себя, эффективно работать в команде, способен творчески мыслить и искать новые более оптимальные пути решения задач, однозначно более конкурентоспособен". Для развития этих soft skills компании, кроме прочего, используют внутренние корпоративные университеты, институты наставничества и менторинга, а также внешних провайдеров тренинговых услуг, дистанционные курсы, вебинары, разнообразные конференции, форумы и привозные семинары. То есть семинары различных бизнес-гуру выступают здесь не как отдельный инструмент обучения, а как составляющий элемент более серьезной системы развития различных навыков.

Сами же украинские бизнесмены хорошо отдают себе отчет в том, что, несмотря на критическое отношение к формату семинаров с бизнес-гуру, есть люди, которых хотелось бы послушать даже день-два. И есть предел расходов на участие в подобном мероприятии, который можно считать оправданным. Этот предел у каждого свой и может значительно отличаться.

"Я бы послушал Сида Мейера

(и заплатил за это в пределах до $500), Павла Лукшу (до $300), Мичио Каку (до $500). Сид Мейер — визионер стратегий, мне интересно завоевание думающей аудитории в клиенты. У Лукша и Каку мне интересно будущее разных рынков, на какие продукты целиться, к чему готовиться, чтобы оказаться на гребне волны", — рассказывает Александр Толкач.

"Для меня интересной, наверное, была бы встреча с Элоном Маском, Марком Цукербергом, Джеком Уэлчем, Сергеем Брином, — говорит Ольга Продан. — Но наиболее полезным для меня остается опыт бизнесменов из моей области, которые развиваются в это же время и в похожих условиях (в моем случае — это шоколатье из соседних стран, к примеру, из России). Также часто помогают знания начинающих или чуть более опытных бизнесменов совсем из другой ниши, но живущих в одной стране (городе) и развивающих бизнес параллельно с тобой. А за участие в таких встречах я готова заплатить не более 1000 грн".

Но если искать от встреч с приезжими гуру не вдохновения, а информации и конкретики, смысл таких встреч остается неоднозначным. Благодаря развитию онлайн-ресурсов, связанных с обучением, и международных программ бизнес-образования единичные семинары остаются способом мило провести время (что-то сродни концерту любимой рок-звезды) и получить толику вдохновения, но не более.

"Из ныне действующих бизнесменов Украины не хотел бы слушать никого. Если ориентироваться на мировых физиков, математиков, философов, представителей лучших университетов (но, конечно, не сэра Ричарда Брэнсона), сейчас вся необходимая информация есть на обучающем портале Coursera, — комментирует Евгений Саранцов, владелец и управляющий партнер IT-компании DiTCom. — Присутствие на таких встречах крайне низкоэффективное. Обычно оно обладает мотивирующим эффектом. Но когда у тебя своя компания, потребности в этом нет, это эффективно для сегмента помладше. Сам я учусь сейчас на программе MBF и считаю, что только в этом есть смысл. На idea day хожу нечасто — только на темы, не связанные с бизнесом (музыка, арт, технологии, физика и математика). Считаю, что есть смысл ходить на семинары финансовых аналитиков и макроэкономистов из топ-100 мира. Они дают прогнозы, а это намного важнее, чем личный опыт одной компании. В целом я отношусь к обучению как к инвестициям. И мой бюджет на обучение составляет до 20 тыс гривень в месяц".

Ведь в образовательном деле важна системность подхода и длительность работы на многих уровнях. "Развитие взрослых — это комплексный подход. Безусловно, время развития каждой компетенции и настойчивость в применении нового поведения на рабочем месте остаются исключительно важным фактором", — объясняет Юлия Клименко.

"Исследования также подтверждают, что обучение взрослых на собственном опыте на порядок эффективнее. В отличие от ситуации, когда тренер-гуру говорит, что и как делать, именно личный опыт, с личными ошибками и достижениями, приводит к осознанию своих сильных и слабых сторон, мотивирует на изменения", — добавляет Олеся Стецюк. "Одновременно с этой тенденцией был, есть и будет запрос на быстрые решения из серии "Десять способов достичь всего, ничего не сделав". На этот запрос и работают крупные события с приглашенными гуру мирового бизнеса и несметное количество вебинаров, мастер-классов, статей с лайфхаками. Здесь, выбирая для себя либо своих сотрудников такое решение, важно четко понимать его границы. Форум со спикерами мирового уровня может быть отличным мотиватором, может вдохновить и заставить пересмотреть свои представления и привычки. Но для того чтобы достигать новых результатов, этого недостаточно. В формуле "Хочу, знаю, умею и действую" важны все компоненты".

И, несмотря на критическое отношение к формату привозных семинаров бизнес-гуру, он все равно будет иметь свою верную аудиторию и теплую, уютную нишу. Как минимум до тех пор, пока люди хотят верить в быструю таблетку "от всего и сразу" и готовы за нее платить.