- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Встреча в нормандском формате: с чем Украина должна выйти на новый раунд переговоров
Встреча лидеров стран нормандской четверки, дата которой неоднократно менялась, и на которой Президент Украины Владимир Зеленский впервые провел переговоры c российским президентом Владимиром Путиным, оставила после себя двоякое впечатление. С одной стороны, Украина не вышла из этих переговоров с победой, но и поражения тоже не произошло. По большому счету, эта встреча лишь "разморозила" нормандский процесс, который был на паузе уже несколько лет. Главные вызовы перед Украиной появятся через четыре месяца — именно через такой срок запланирована следующая встреча лидеров четырех стран. Если она состоится.
"Домашнее задание" для Украины
Основные договоренности саммита в Париже были оформлены в итоговое коммюнике. Если исходить из его содержания, на четыре месяца, отведенные до новой встречи, Украина получила "домашнее задание". В частности, нужно было продлить действие закона об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО, и Верховная Рада Украины это уже сделала. Кроме того, в украинское законодательство должна быть имплементирована "формула Штаймайера". И политические эксперты сходятся во мнении, что это будет сделано не в 2019 году, а уже в 2020-м году.
Еще один вопрос этой повестки — еще в 2019 году добиться устойчивого перемирия на Донбассе, договориться о разведении сил и осуществить обмен пленными. А также наработать пакет законов, которые необходимы, чтобы принять "дорожную карту" реализации Минских соглашений — это законы о выборах на Донбассе, про переходное законодательство для этих территорий и так далее, отмечает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.ua"Такое "домашнее задание" стоит перед Украиной и другими участниками этого переговорного процесса. Если оно не будет выполнено за 4 месяца, то сроки проведения следующей встречи могут существенно измениться. Они могут быть перенесены, или вообще встреча может быть отменена. Может снова возникнуть большая политическая пауза, если стороны зайдут в тупик в переговорах по этим вопросам", — говорит Бортник.
Как отмечает профессор политологии Киево-Могилянской академии Алексей Гарань, устойчивое перемирие, обмен пленными, определение трех дополнительных участков для разведения войск и обеспечение доступа мониторинговой миссии ОБСЕ по всей территории Донбасса — это тот минимум, с которым Украина может идти на следующий саммит. Но дальше ситуация может развиваться по-разному, ведь наиболее сложными для согласования являются вопросы выборов на неподконтрольной Украине территории и контроля границы.
В этих вопросах украинская позиция кардинально противоположна позиции президента Российской Федерации Владимира Путина. Тем не менее, несмотря на то, что глава РФ выступает за то, чтобы действовать согласно Минским соглашениям, в которых были зафиксированы сначала выборы, а потом контроль за границей, Ангела Меркель во время саммита заявила о том, что в соглашениях возможно внести изменения. По мнению Гараня, в будущем это и станет одним из ключевых аспектов, над которым будут работать советники и главы внешнеполитических ведомств стран для того, чтобы выйти на следующую встречу в "нормандском формате".
"Но состоится она или нет — сказать сложно. Я не исключаю, что Россия и Украина будут стоять на противоположных позициях, и что дальше мы увидим то, что происходило во времена Петра Порошенко, то есть, что команда президента Владимира Зеленского может вернуться к жесткой линии предыдущего гаранта", — говорит Гарань.
При этом, как отмечает эксперт, первым и главным вопросом является достижение устойчивого перемирия. Если этого не произойдет, то дальше ситуация развиваться не будет. Отметим, что подобного добиться не удавалось с 2014 года, несмотря на постоянные встречи контактных групп.
Сложный поиск компромиссов
Договоренности участников саммита в Париже по обмену пленными, разведению сил, созданию новых точек для пересечения линии разграничения — это аспекты, которые гуманизируют конфликт и могут не только снизить военную эскалацию, но и облегчить жизнь людям, которые находятся в зоне конфликта, говорит Руслан Бортник. В то же время стороны очень далеки от политического решения. Более того, их позиции серьезно различаются, и это не меняется еще с 2015 года. Но ни о каком политическом урегулировании не может быть и речи, если стороны не решат вопросы безопасности, считает политолог Владимир Фесенко.
"Дело в том, что есть риски обострения противоречий по выполнению тех договоренностей, которые были. Особенно, исходя из противоположных интересов сторон. Например, если не получится с полноценной реализацией перемирия, что очень вероятно, это будет проблема. Если Путин откажется идти на компромиссы по вопросу о границе, по вопросам безопасности, то, естественно, ни о каком продвижении вперед по вопросам выборов не может быть и речи. Соответственно, тогда Путин может прибегнуть к своей традиционной практике — ультиматумы, срыв очередного раунда переговоров, и тогда сама возможность, что вторая встреча может состояться в апреле 2020-го, окажется под большим вопросом", — говорит Фесенко.
По мнению эксперта, выполненными могут быть лишь часть договоренностей. Например, может быть реализовано разведение войск в некоторых участках. В то же время существуют большие риски по срыву договоренностей о прекращении огня. Но наибольшие риски есть в вопросе поиска компромиссов по вопросам безопасности, особенно в том, что касается контроля над границей, разоружения незаконных формирований, обеспечения безопасности во время выборов и т.д. По мнению Фесенко, достичь компромисса в этих вопросах будет крайне сложно, как и в вопросах проведения выборов в ОРДЛО.
"Движение вперед будет, если Путин на это пойдет, то может быть удастся снизить уровень военной активности хотя бы на отдельных участках в зоне конфликта. Но крайне сложно будет двигаться вперед именно по увязке вопросов безопасности и политических вопросов", — считает эксперт.
Как отмечает эксперт, "формула Штайнмайера", которую Украина должна "вписать" в свое законодательство, носит условно-гипотетический характер, и ни о какой ее практической реализации сейчас и в ближайшем будущем речь не идет. Работа по ней может начаться при двух условиях — если будет решен вопрос с безопасностью, и если будет достигнута договоренность о выборах. Если же эти два условия не будут соблюдены — то ни о какой "формуле Штайнмайера" не будет идти и речи, считает Фесенко.
В то же время, вопрос с тем, пойдет ли Путин на устойчивое перемирие, остается открытым, ведь даже во время саммита в Париже на Донбассе продолжались обстрелы. Но сейчас, по мнению Алексея Гараня, президент РФ пытается продавить позицию, будто он идет на уступки, а взамен — с России нужно снимать санкции, проводить выборы на Донбассе и решать вопрос с границей на ее условиях — то есть сначала провести выборы, а потом заниматься им. По мнению эксперта, если Путин не получит этого, не исключено, что Россия будет саботировать устойчивое перемирие на Донбассе.
"В данном случае все зависит от позиции Путина. Если в его расчетах будет то, что все же нужно движение вперед хотя бы для того, чтобы говорить об ослаблении санкций, и для этого ему нужно будет устойчивое перемирие, то оно будет. Хотя через несколько дней должна состояться встреча Совета ЕС, на котором они будут принимать решение о продлении секторальных санкций в отношении России. На 99% это произойдет, потому что пока того, что делала Россия, недостаточно для того, чтобы говорить даже про ослабление санкций", — говорит Гарань.
В любом случае, ожидать "прорыва" в вопросе урегулирования конфликта на Донбассе ни в ближайшее время, ни в 2020-м году не стоит, считает Владимир Фесенко. Впереди сторонам предстоит медленное и тяжелое движение вперед с теми же кризисами и переговорными сбоями. Тем не менее, позиция Украины в них должна быть жесткой — дальнейшее продвижение вперед в дискуссии о выборах может быть только в том случае, если будут конструктивные компромиссы и уступки российской стороны по вопросам безопасности. Если этого не будет, то не будет и движения вперед по политической повестке, говорит эксперт.
Напомним, что встреча лидеров Украины, Германии, Франции и России состоялась 9 декабря в Париже. Итоговая пресс-конференция четырех лидеров состоялась уже после полуночи, и на ней они озвучили базовые договоренности, оформленные в коммюнике. В частности, лидеры договорились о полном прекращении огня на Донбассе, которое должно состояться до конца 2019 года. За это же время Украина и Россия должны провести обмен пленными "на основе принципа "всех на всех", начиная со "всех установленных на всех установленных" (по словам Зеленского, в Украину могут вернуться 72 человека). До конца марта 2020 года стороны также договорились отвести войска еще в трех точках, которые будут определены позднее (президент Зеленский позднее заявил, что эти точки не будут украинскими стратегическими позициями). Также в коммюнике упоминаются Минские договоренности — стороны в очередной раз подчеркнули приверженность к полной имплементации этих соглашений. Даже больше — Ангела Меркель отметила необходимость адаптировать этот документ под нынешние реалии. Также лидеры нормандской четверки приняли решение о расширении мандата миссии ОБСЕ. Теперь она должна работать в режиме 24/7 и получить доступ ко всей территории Украины.
Отдельным аспектом достигнутых договоренностей стало решение включить в украинское законодательство "формулу Штайнмайера" "согласно версии, согласованной нормандской четверкой и трехсторонней контактной группой", и продлить срок действия закона об особом статусе Донбасса на год.