Выделенных из бюджета-2015 средств "Укравтодору" едва хватит на содержание дорог

Хотя в бюджете-2015 финансирование "Укравтодора" и увеличилось на 40% по сравнению с 2014 годом до 25,5 млрд гривень, в реальности этих средств автодорожникам хватит лишь на традиционное латание ям и возобновление дорожной разметки

Проектом бюджета на 2015 год предусмотрено финансирование на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования в размере 25,5 млрд грн, что примерно на 40% больше, чем в бюджете на 2014 год. Но фактически, невзирая на рост ассигнований, улучшения состояния автодорог в будущем году ждать не стоит, отмечает эксперт гражданского сообщества "Моя дорога" Олег Островерхий.

"Из 25,5 млрд грн, выделенных "Укравтодору" в бюджете-2015, на оплату долговых обязательств за ранее взятые кредиты пойдет 17,4 млрд грн. В итоге на развитие и содержание загородных дорог остается 8,1 млрд грн", — говорит Островерхий.

Вместе с тем, по его словам, из 8,1 млрд грн 5,9 млрд грн пойдет на реконструкцию (развитие) дорог государственного значения, а за 2,2 млрд грн нужно будет ремонтировать оставшуюся часть сети дорог государственного и местного значения протяженностью около 170 тыс. километров. "На коммунальные дороги субвенций из общего фонда бюджета не предусматривается", — подчеркивает эксперт.

Более того, Островерхий говорит, что 5,9 млрд грн включают в себя 4,7 млрд грн новых займов у международных финансовых организаций (МБРР, ЕБРР и ЕИБ) и 1,2 млрд грн доли Украины в этих проектах (фактически — оплата НДС), которые скорее всего вычтут из 3,4 млрд грн расходов общего фонда госбюджета на развитие и содержание дорог.

"Что на самом деле сулит нам реконструкция дорог за деньги займов на сумму 5,9 млрд грн? Она даст возможность продолжить развитие имеющихся магистральных дорог в направлении Киев — Восток и завершить этот процесс в направлении Киев — Запад. В любом случае, это никакого мало-мальски ощутимого влияния на состояние дорожной сети страны в целом, кроме окрестностей Киева и отдельных участков автодороги Киев — Харьков в районе Полтавы, иметь не будет. В масштабах протяженности сети дорог это меньше 0,5%, т.е. фактически совсем ничего, а финансово — это еще плюс 4,7 млрд грн долговых обязательств", — констатирует эксперт гражданского сообщества "Моя дорога".

Оставшихся 2,2 млрд грн едва ли хватит на полноценное содержание украинских дорог. "Исходя из украинских реалий, ежегодно на содержание дорог необходимо выделять из бюджета сумму не менее 5-7 млрд грн, во вторую очередь выполнять поддерживающие ремонты и в третью очередь — развивать существующую сеть дорог, то есть реконструировать и строить совсем новые дороги. Остатка средств в размере 2,2 млрд грн хватает лишь на первый по приоритетам вид деятельности в дорожном хозяйстве — содержание дорог", — заявляет эксперт.

Это значит, что дорожники на 2,2 млрд грн будут чистить снег и бороться с гололедом, частично латать ямы и возобновлять разметку.

Резюмируя, эксперт сообщил, что развитие дорог — их реконструкция — имеет смысл тогда, когда страна в состоянии сначала поддерживать имеющуюся сеть и обеспечивать хоть какую-то "проезжаемость" дорогами в большинстве регионов, а не в отдельно взятых местах. "Развитие имеет смысл, но это должны быть и другие финансы, и другие темпы (не по 100-200 км в год), и иное состояние экономики страны и отрасли", — констатирует Островерхий.