Заведение в проигрыше: почему лотерейные операторы против легализации азартных игр

Заведение в проигрыше: почему лотерейные операторы против легализации азартных игр
Один из наиболее часто звучащих аргументов против законопроекта — бесконтрольное размещение казино и залов игральных автоматов

Две недели назад на сайте Верховной Рады появился текст поданного Кабинетом министров Украины законопроекта №2285"О государственном регулировании деятельности в сфере организации и проведения азартных игр". Обнародование предсказуемо вызвало бурное обсуждение: все-таки, вывести из тени рынок азартных игр, который больше 10 лет работал вне закона — задача не из простых, а значит, обойти все подводные камни сразу не получится. Впрочем, вместо конструктивной дискуссии, призванной указать на проблемные места законодательной инициативы, информационное поле взорвалось лавиной публикаций, обвиняющей власти в создании неконтролируемого игорного рынка и отсутствии реальной легализации. Мы попытались разобраться, что же на самом деле предлагает Кабинет министров, и какие нормы законопроекта действительно требуют дальнейшей доработки.

Сегодня в Украине действуют два закона, которые регулируют рынок азартных игр. Первый — "О запрете игорного бизнеса в Украине" 2009 года. Он, как понятно из названия, запрещает ведение такого вида деятельности в нашей стране. Второй — закон "О государственных лотереях в Украине". И пока первый нормативный акт формально держит весь игорный бизнес вне закона, второй легализует вполне конкретную его часть — лотереи. Именно через них сегодня в Украине представлены другие виды азартных игр. Организаторы получают сублицензии у одного из трех лицензированных лотерейных операторов — а дальше под видом лотереи открывают хоть онлайн-казино, хоть зал игровых автоматов. В итоге результат оказался прямо противоположным тому, который задумывался 10 лет назад — сегодня в Украине работает в несколько раз больше заведений, чем до запрета.

Представленный Кабмином законопроект призван легализовать те виды игорной индустрии, которые и так уже представлены на украинском рынке, но из-за текущих законодательных ограничений вынуждены либо маскироваться, либо полностью работать в тени. Документом предлагается унифицировать весь игорный бизнес в одном законе, который устанавливает одинаковые правила работы для любых азартных игр — не только лотерей, но и казино, букмекеров, игровых залов и покерных клубов.

Не читали, но осуждают

Какие же претензии предъявляются законодательной инициативе правительства? Их немало, но чаще всего озвучиваются лишь несколько. На них и остановимся.

Один из наиболее часто звучащих аргументов против законопроекта — бесконтрольное размещение казино и залов игральных автоматов, которые после легализации якобы будут устанавливаться где угодно без каких-либо ограничений.

А что говорит об этом сам текст документа? Он гласит: и казино, и залы игровых автоматов разрешено размещать исключительно в отелях. При этом для казино предусмотрено всего 20 лицензий, они могут работать только в пятизвездочных заведениях. При этом в Киеве не получится открыть казино в отеле менее чем на 200 номеров, в другом городе — менее чем на 150.

Залы автоматов допускается размещать в заведениях классом от трех звезд, но с такой же жесткой привязкой к количеству номеров. Есть и дополнительные требования к их площади — как минимум 150 квадратных метров для городов с населением меньше полумиллиона людей и 300 метров — для больших городов.

Для автоматного бизнеса предусмотрены 160 лицензий, каждая из которых позволяет установить по 250 устройств. В целом по Украине допускается работа 40 тысяч автоматов. Это примерно в пять раз меньше, чем существует сегодня — по разным оценкам, сейчас на улицах украинских городов нелегально работают около 200 тысяч слот-машин.

Такой же манипулятивный подход, направленный на не ознакомившихся с первоисточником людей, применяется и при озвучивании следующей претензии. Суть ее в том, что после легализации игорного рынка на украинцев хлынут неограниченные потоки рекламы, что грозит спровоцировать эпидемию игромании. Но, как и в первом случае, сам законопроект дает совершенно иные вводные. Он полностью запрещает любую внешнюю рекламу. Организаторам оставлено только право размещать вывески заведений, да и то с жесткими ограничениями. Например, в них запрещено использовать слова "казино", "игровые автоматы" и "ставки". А за нарушение предусмотрен внушительный штраф в 2 миллиона гривен.

Еще одна из наиболее часто озвучиваемых претензий к законопроекту — если уж он писался не под организаторов казино и автоматных залов, то тогда под букмекеров. Основной тезис сводится к тому, что ограничение в 800 букмекерских пунктов (именно столько позволяет открыть законопроект) — это путь к легализации действующих сегодня незаконных точек, срезающий возможность прихода на легализованный рынок новых игроков.

Хотя сомнительно, что букмекеры стали бы пилить сук, на котором сидят. А утверждение об их влиянии на текст документа выглядит именно так. Даже по словам самих противников законопроекта сегодня в Украине действует не менее 2 тысяч букмекерских пунктов. По другим оценкам и того больше — около 4 тысяч пунктов. И вряд ли букмекеры сами захотели сократить объемы своего уже существующего бизнеса в несколько раз. Еще и с дополнительными ограничениями: одна лицензия на букмекерские пункты позволит открыть только 10 точек, и просто так ее не получить. Это возможно только после получения общей лицензии на букмекерство и онлайн казино, а их предусмотрено всего лишь десять.

Монополисты против

Примечательно, что все эти претензии, которые разбиваются о сам текст законопроекта, Кабмину адресуют не только журналисты и эксперты. Соответствующее заявление обнародовал и "М.С.Л." — один из трех лицензированных украинских операторов лотерей. И это неудивительно: разрушение сложившейся полутеневой системы существования азартных игр крайне невыгодно лотерейным операторам как единственным легальным представителям игорного бизнеса в Украине, практически бесконтрольно раздающим сублицензии и явно не желающим терять высокодоходный рынок.

Тот же "М.С.Л." незадолго до обнародования законопроекта присоединил к себе компанию "Космолот", представленную нелегальным онлайн-казино и крупнейшей сетью игровых автоматов в Украине. Число игорных залов "Космолота" достигает трех тысяч, а маскируются они под так называемые "интерактивные лотереи". Но после легализации рынка азартных игр все действующие залы игровых автоматов и казино придется закрыть, что очевидно не устраивает лотерейного оператора, который потеряет многомилионные потоки неконтролируемых государством доходов.

Поэтому неудивительно, что в информационном пространстве развернулась целая кампания по защите лотерей. Один из часто звучащих посылов — в законопроекте прописаны дискриминационные условия размещения лотерейных пунктов. Документ действительно запрещает их работу ближе чем за 150 метров к образовательным учреждениям, развлекательным центрам и т.д. Но если снова обратиться к тексту законодательного акта, то становится ясно, что подобные требования применяются и к другим видам азартных игр. Для некоторых из них эти требования даже жестче — например, уже упомянутые ограничения по размещению казино и игровых автоматов исключительно в отелях.

Активно продвигаются даже самые нелепые идеи. Например, дискриминацию усмотрели в норме, согласно которой лотерейный терминал считается игорным оборудованием. Мол, так не должно быть, так как это вообще кассовый аппарат. Впрочем, закон "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" говорит об обратном. И кассовые аппараты в лотерейной деятельности давно не применяются: лотерейные операторы присоединены к электронной системе приема ставок, которая контролируется государством. В новом законопроекте предусмотрено похожее решение — государственная система онлайн мониторинга для учета всех принятых ставок и выплаченных выигрышей. Ее будут обязаны подключить к своему оборудованию не только лотерейщики, а вообще все операторы азартных игр.

Равенство не для всех

Но даже с такими малоубедительными претензиями к законопроекту шанс сохранить свои позиции у лотерейных монополистов еще остается. В конце октября на сайте парламента появился вывод Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховной Рады, который в том числе предлагает вынести регулирование деятельности лотерей в отдельный закон.

При этом главным парламентским комитетом для законопроекта о легализации азартных игр является комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. А возглавляет его Даниил Гетманцев, близкий к лотерейному рынку в целом и к "М.С.Л." в частности. До недавнего времени он был одним из собственников лотерейного оператора, а его юридическая фирма Jurimex обслуживает "М.С.Л." и сегодня. Сам Гетманцев не отрицает — конфликт интересов у него есть. Повлияет ли это на игорное законодательство — покажут в том числе рекомендации комитета. В частности, поддержит ли он предложение научно-экспертного управления.

Работа над ошибками

Безусловно, поданный Кабмином законопроект еще потребует дальнейшей доработки. По сути, речь идет о создании нового легального рынка с огромным оборотом. В таких условиях предусмотреть все и сразу практически невозможно. И различного рода шероховатостей хватает.

Например, норма об использовании ИНН для идентификации игроков. Без этого документа человека к азартной игре попросту не допустят. Такое искусственное ограничение сделает игры или ставки абсолютно недоступными для иностранных игроков — туристов, спортивных болельщиков. Хотя подобных норм нет даже у наших ближайших соседей — Беларуси, Молдовы, России. Впрочем, мы и без того уже проигрываем европейским странам, где нет даже налога на выигрыш.

Сомнительно выглядит и необходимость установки кассовых аппаратов. Ведь вся игорная деятельность и так будет контролироваться через систему онлайн мониторинга. Причем законопроект не вносит изменения в уже упомянутый закон "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг". А значит в то время как все остальные организаторы азартных игр обязаны будут установить кассовые аппараты, лотереи смогут работать без них.

Это лишь некоторые примеры, которые говорят о том, что законопроект неидеален. Он явно дискуссионный, полный неоднозначных моментов. И помочь властям максимально сгладить острые углы — задача всех потенциальных участников будущего рынка азартных игр. Пока же складывается впечатление, что те, кто является частью сегодняшнего рынка, стремятся к другому. А именно не допустить легализации игорного бизнеса, чтобы сохранить свои доходы, в то время как бюджет Украины недополучает миллиарды гривен.