Что нужно сделать Украине для присоединения к Болонской системе?

Олена Бех, специалист по политике образования Европейского фонда образования рассказала, что нужно сделать для повышения качества высшего образования в Украине

Олена, оцените конкурентоспособность украинских вузов.

По отдельным направлениям качество подготовки украинских вузов достаточно высокое, и многие выпускники наших университетов получают хороший старт для продолжения обучения или работы за рубежом. По отдельным направлениям украинские вузы значительно отстают от европейских. Вместе с тем на данный момент у нас нет эффективных инструментов, чтобы с определенностью сказать о реальном качестве высшего образования.

Нередко курс обучения  продолжается дольше, чем необходимо для подготовки квалифицированного специалиста. Нужно развивать разные формы и модели обучения — как по продолжительности, так и по направленности.

Каковы главные проблемы украинской высшей школы?

В Украине по сей день осталась система высшего образования, ориентированная на плановую экономику. У нас до сих пор государство планирует, сколько и какие специалисты нужны рынку. По этому принципу осуществляется финансирование подготовки специалистов за государственный счет, распределяется финансирование под государственный заказ, механизм формирования которого не всегда понятен и давно не отвечает той ситуации, которая сложилась на рынке и в стране в целом.

Высшее образование в государстве может выполнять несколько функций. Некоторые страны стремятся к тому, чтобы среди населения был высокий процент граждан с высшим образованием. Так государство влияет на образовательный и культурный уровень нации.
Другие страны активно направляют ресурсы на подготовку специалистов для приоритетных отраслей экономики или же предоставляют финансирование на институциональную или конкурсную поддержку университетов с целью поддержки исследований в определенных отраслях науки. Могут быть и другие функции, как то поддержка определенных регионов государства, определенных групп либо слоев населения.

Какие из перечисленных приоритетов подходят Украине?

Нужно честно признаться, что у государства нет возможности обеспечить всех желающих бесплатным доступом к высшему образованию. Очевидно, что нужно выстроить приоритеты в соответствии со стратегией страны и пониманием того, какие функции из перечисленных выше государство в состоянии обеспечить финансово и институционально.

Для Украины важной является экономическая составляющая. Чтобы достичь поставленных государством стратегических целей, нужно обеспечить гибкость системы образования, в результате чего вузы смогут быстро реагировать на потребности экономики в определенных специалистах широкой компетенции, а не направлять средства на подготовку кад¬ров с узкой специализацией, не востребованной рынком.

Много ли нужно сделать Украине для вступления в Болонскую систему?

Насколько мне известно, целый ряд формальных параметров Болонской системы Украиной выполнен. Важно понимать, что Болонская система в основном направлена на обеспечение мобильности студентов в европейском образовательном пространстве.

К сожалению, в Украине пока остается открытым вопрос о том, насколько глубоки изменения внутри самих вузов и насколько открытыми они могут стать к внедрению новых подходов к обучению студентов и поддержке качественных научных исследований — система образования остается довольно закрытой, а без этого сложно продолжить образование в другой европейской стране.

Что нужно изменить, чтобы сделать систему образования более открытой? 

Система образования должна развиваться комплексно. Я уверена, что изменения могут проходить как сверху вниз, так и снизу вверх.

Неправильно обвинять в отсутствии реформ только профильное министерство. Оно создает — или не создает — рамки для функционирования системы, и в первую очередь должна быть обеспечена достаточная автономия вузов. Даже сейчас вузы имеют много возможностей. Если вуз сориентирован лишь на функционирование за государственный счет и получение государственного заказа, то он не сильно заинтересован во внедрении систем обеспечения качества — ведь оно не требуется и не оценивается по результату, по качеству выпускника, и эта система не обеспечивает мотивацию к интеграции в европейское образовательное сообщество.

Каково значение рейтингов в повышении качества образования в вузах?

Такие рейтинги удовлетворенности образовательной услугой, как «Компас», способны запустить очень важные механизмы в сфере украинского высшего образования. Позиция вуза в рейтинге «Компас» демонстрирует, насколько получатель услуги (работодатель, выпускник) доволен уровнем предоставляемых вузом компетенций и навыков. Подобные рейтинги заставляют вузы ориентироваться на показатели качества обучения и спрос на рынке труда. Очень важно, чтобы университеты внедряли системы самооценки эффективности своей деятельности, которые позволяли бы соотносить самооценку с внешней оценкой качества образования — государством, независимыми структурами, в том числе европейскими, международными, а также работодателями, выпускниками.
Зная, каких показателей вузы хотят достигнуть, они и должны выстраивать свою стратегию, диверсифицировать свои задачи и ресурсы.