Эксперт: педагоги считают, что детей нужно научить быстро обрабатывать информацию

Владимир Никитин, президент Украинского педагогического клуба: подготовка профессионалов начинается со школы в рамках «образовательного конвейера». Заказ на мозги в рамках технологической культуры формируют ныне транснациональные компании

Об этом президент Украинского педагогического клуба и замдиректора Украинского института публичной политики заявил во время Форума открытого образования, который проходил в Киеве 27-27 октября 2011 года в центре "Дивосвит".

«Под элитой сознательно подразумевают привилегированных»

Говоря об образовании будущего в изменяющемся мире, Владимир Никитин отметил, что мир переживает период наибольших изменений. Заканчивается господство ценностей эгоцентризма, порожденных ренессансом, которые довели мир «до ручки». Человечество перешло из культуры текстовой (культуры смыслов) в культуру схем, начав не интерпретировать тексты, а считывать информацию. Культура стала технологической. «Педагоги считают, что детей сейчас нужно научить быстро обрабатывать информацию», – говорит Никитин. И тенденцию эту поддерживают транснациональные компании (ТНК).

Ранее, по его словам, педагоги «ставили картину мира» – некий каркас, с которым можно работать, изменять, наращивать его. Сегодня людей готовят без каркаса («технологическое мясо для ТНК», по определению Никитина), уверяя, что это высшая форма.

Кроме того, у нас сознательно под элитой подразумевают  привилегированных – тех, кто имеет услуги, а не тех, кто отвечает за общество. На этом этапе культура закончилась, полагает эксперт.

Исчезновение культуры привело к пустоте, заполняемой администрированием в рамках цифровой индустрии. «Вместо того чтобы заниматься оценкой содержания, все занимаются оценкой качества. Например, ныне популярно  измерять сексуальность какой-либо поп-звезды. Скажите, каков инструмент измерения? Аналогично с рейтингами школ и др.», – говорит Никитин.

«Образовательное ведро» и образовательный шоппинг

Подготовка профессионалов еще в школе ведется в рамках «образовательного конвейера» – преподаватели одевают на голову ученикам «образовательное ведро». До недавнего времени эта форма была господствующей, считает президент Украинского педагогического клуба. В конце ХХ века появилась форма образовательного шоппинга, когда продают компетенции. В списке современных компетенций, который предлагает Совет Европы, есть даже такая компетенция, как умение сопротивляться навязчивой рекламе.

Путь Украины по Никитину

Владимир Никитин утверждает, что рядом со старой системой образования должна выращиваться новая. А дело элиты и власти – не мешать. Не должно быть массового внедрения единообразных форм. Например, в Швеции давно существует система открытого образования. Там для учеников 9–11 классов имеется 92 учебных программы, и дети могут выбирать. Государство поддерживает эту систему.  «Не нужно говорить, что у нас это возможно только в частных вузах. В Украине достаточно цены двух футболистов, чтобы создать точки роста», – говорит он. И нужно поменять отношение родителей, которые нацелены на то, чтобы их ребенок получил вузовскую корочку, а не на формирование из ребенка личности.

Система образования должна быть ориентирована на конкретного человека (но не следует ему позволять думать, что он венец творения и ему позволено все, что вздумается). В менеджменте, к счастью, заканчивается эпоха поклонения лидерству, когда главное – воспитать лидера, который «пробьется любой ценой», – заключил Владимир Никитин.