Президент «Киево-Могилянской академии»: нужно интегрировать университеты и Академию наук

Сергей Квит, президент Национального университета «Киево-Могилянская академия» рассказал что нужно сделать, чтобы улучшить качество высшего образования в Украине

Сергей Миронович, как вы относитесь к рейтингам высших учебных заведений?

Отношусь позитивно. Рейтинги формируют рынок высшего образования, которого на данный момент, к сожалению, нет. В Украине в сфере образования все еще доминируют постсоветские отношения.

Рейтинги помогают абитуриентам, родителям, образовательному сообществу определиться с тем, кто есть кто на рынке. Работодателям рейтинги помогают взять на работу лучшие кадры, а также решить, с какими высшими учебными заведениями сотрудничать.

Оцените, пожалуйста, рейтинг «Компас».

Рейтинг «Компас» – наиболее объективный среди украинских рейтингов. У него есть специальный сайт, откуда можно скачать методологию. «Компас» оценивает университеты по пяти направлениям, из которых два у «Могилянки» отсутствуют. В частности академия вообще не имеет инженерно-технических специальностей, которые играют существенную роль в оценивании.

Однако не так много студентов знакомы с рейтингами…

Я бы не согласился. Студенты и абитуриенты, которые специально ищут такую информацию, находят ее. Рейтинги с каждым годом играют все большую роль.

Почему украинские вузы занимают низкие места либо вообще отсутствуют в международных рейтингах?

Вопрос нужно обсуждать в комплексе. Частично это связано с качеством образования. Однако на первом месте – структура отечественных университетов. По сравнению с западными учебными заведениями украинские вузы вообще нельзя назвать университетами. В Украине университет – это всего лишь учебное заведение. В то время как на Западе это место развития науки. По этим критериям вузы и оцениваются международными рейтингами. Очевидно, что украинские вузы конкурировать никак не могут.

Что нужно делать для улучшения ситуации?

В 20-х годах советская власть разделила науку и университеты. Университеты начали отвечать за образование, а академические институты – за науку. Такая ситуация сохраняется до сих пор. Нам нужно интегрировать систему университетов и Академию наук.

Также требует доработки законодательство, в первую очередь закон о высшем образовании. Без государственной политики изменить ситуацию невозможно. Сегодня мы видим лишь попытки более жесткого регулирования высшего образования со стороны профильного министерства. Политика министерства ориентирует вузы исключительно на получение бюджетных средств, что неверно. Нужно дать университетам больше прав. Тогда они будут сами отвечать за собственное развитие, сами будут искать деньги. Надеюсь, что вскоре рынок расставит все на свои места и вузы получат больше автономии.

Каким образом университет сотрудничает с бизнес-сектором?

Мы постоянно сотрудничаем с более чем 150 компаниями. Они набирают персонал из числа наших студентов. Работодатели с каждым годом все меньше ориентируются на специальности, а все больше – на имя вуза, который окончил выпускник.

Что касается более тесного сотрудничества, то у нас много совместных проектов практически на всех факультетах. Речь идет прежде всего о разнообразных украинских и западных компаниях, академических и благотворительных фондах, западных университетах. Это совместные магистерские, докторские, сертификатные программы, лаборатории и научные центры. Назову нашу украинско-немецкую магистерскую политологическую программу, украинско-польскую междисциплинарную магистерскую программу, докторскую программу по массовым коммуникациям и модульную программу по бизнесу в новых медиа для журналистов, финансируемых Благотворительным фондом Рината Ахметова, Межкорпоративный университет, поддерживаемый компаниями «МТС-Украина», «Вимм-Билль-Данн Украина», Киевская Инвестиционная Группа, «Метро Кэш энд Керри Украина», лаборатория генетики и клеточной биологии, на базе которой проводится европейская школа молодых ученых.

Насколько важной для академии является спонсорская поддержка?

Очень важной, в первую очередь со стороны выпускников. Без спонсорской поддержки академия просто не могла бы существовать. Из госбюджета мы получаем минимум, который покрывает лишь зарплаты и коммунальные услуги. Правда, в этом году частично коммунуслуги мы платим из своего бюджета.

Наиболее известный наш проект, реализованный за счет спонсорских средств, – это научная библиотека им. Антоновича. На ее реконструкцию мы собрали около $3 млн. Первый миллион дал меценат из Америки Мирослав Антонович. Впоследствии мы собрали еще почти 2 млн. На данный момент реализуем проект по реконструкции Староакадемического корпуса. После первого благотворительного вечера мы уже собрали более 600 тыс. грн. К сожалению, спонсорство в Украине никак не стимулируется государством.

С какими университетами тесно сотрудничаете?

Мы сотрудничаем с более чем 80 зарубежными университетами. Хотел бы выделить несколько университетов, которые признают дипломы нашей докторской школы. Это Барселонский университет, Маастрихтский университет и Университет Западного Онтарио (Канада). Таким образом, выпускники нашей докторской школы имеют возможность получить три диплома: государственного образца (кандидата наук), могилянский PhD (доктора философии) и западного университета-партнера PhD. Для этого нужно выполнить все условия, которые выдвигаются Киево-Могилянской академией: научные публикации в международных изданиях, работа с двумя руководителями (из нашего университета и западного университета-партнера), работа в международных исследовательских группах и т.д.

Будет ли академия увеличивать в этом году стоимость обучения?

Нет, не будет. Повышение стоимости коснется только отдельных юридических программ. По некоторым специальностям мы будем даже уменьшать стоимость. Сейчас меняем подход к ценообразованию. Размер госзаказа нестабилен, он обвально снижается из года в год, и поэтому нам нужно быть более гибкими, дабы забрать с рынка наиболее одаренных абитуриентов.