- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Образование
- Дата публикации
Рынок тренинговых услуг: за что бизнес и в кризис готов платить?
В кризис расходы на обучение персонала одними из первых попадают под сокращение. Но даже незначительная стабилизация экономической и политической ситуации в Украине оказала позитивное влияние на рынок тренинговых и образовательных услуг. По словам Анны Могильник, исполнительного директора группы компаний Golden Staff, спрос на образовательные услуги со стороны бизнеса в 2015 году увеличился минимум на 30% в сравнении с предыдущим годом. "Большинство компаний уже адаптировались к новым условиям и готовы возобновить инвестирование в обучение персонала", — говорит эксперт.
Чему хотят учиться
По словам Лилии Вышковец, руководителя Национального тренингового агентства, как и в предыдущие несколько лет, востребованными на рынке остаются два направления обучения — продажи и оптимизация затрат компаний. Актуальны также запросы на развитие навыков ведения переговоров.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaНо рынок тренинговых услуг не стоит на месте, предлагая новые форматы под изменившиеся ожидания бизнеса. "Компании все чаще заказывают комплексные, модульные проекты, которые сочетают в себе тренинговое обучение, фасилитацию, коучинг, бизнес-симуляции, а также дистанционное обучение как наиболее "бюджетное"", — комментирует Анна Могильник.
Согласен с такой оценкой и Андрей Станченко, руководитель тренинговой компании NRG Group. По его словам, набирают обороты нетренинговые методы развития — игровые, фасилитационные, индивидуальные и смешанные форматы. Акцент в обучении переходит на развитие талантов в компании.
Возрос также спрос на тренинги для менеджеров, что во многом связано с меняющимися требованиями к управленцам. Причем фокус часто делается на обучение линейных менеджеров и менеджеров среднего звена, так как именно от них во многом зависит интеграция стратегических решений компании.
Своя наука ближе к делу
В условиях кризиса многие компании приняли решение увеличить долю внутренних тренингов и сократить количество обучающих программ, которые выполняются внешними провайдерами.
"Для многих компаний такое обучение — оптимальный выбор не только ввиду оптимизации расходов, но и по причине наличия глубокого знания специфики бизнеса этой компании у внутренних тренеров, плюс постоянный мониторинг и помощь при последующем внедрении знаний на практике", — поясняет Андрей Станченко.
По словам Лилии Вышковец, нет смысла привлекать внешнего провайдера для обучения утвержденным стандартным процессам компании — это дорого и неэффективно. "А вот если целью обучения является внедрение изменений, то внутренний тренер с такой задачей справляется намного хуже, чем внешний. Тут главное не ошибиться и привлечь именно того тренера, который сможет "двинуть" компанию в нужном направлении", — говорит эксперт.
При этом, по словам Андрея Станченко, внутреннее обучение стало активно использоваться не только в сегменте hard skills (профессиональные, технические навыки, которые легче наглядно продемонстрировать и соответственно оценить), но и так называемых soft skills (коммуникативные, управленческие и другие навыки).
Результатом развития самообразования бизнеса стал рост спроса на тренинги для внутренних бизнес-тренеров и коучей компаний. Что остается неизменным — это обучение топ-менеджмента. Оно исключительно внешнее.
Цена знаний
В Украине исследования рынка корпоративного обучения не проводятся, поэтому оценки его крупнейших игроков субъективны. Анна Могильник выделяет следующие компании как наиболее известные в сегменте обучения управленцев и коучей — "Живое дело", Baltic Training Group, "Тренинги для бизнеса" Оксаны Грабар, агентство Веры Шацкой, тренинг-студия Дианы Кебас Golden Staff.
"Компании-провайдеры сейчас наконец-то приходят к тому, чтобы выбрать себе специализацию, вокруг которой и выстраивают стратегию продвижения", — считает Анна Могильник.
Андрей Станченко полагает, что рынок корпоративного обучения в Украине достаточно незрелый, так что всем игрокам и рынку в целом есть куда расти.
Опрошенные эксперты выделяют еще один тренд — рынок ориентируется не столько на название и размер тренинговой компании, сколько на конкретного тренера.
"Сегодня можно говорить о тенденции, когда ключевую роль играют конкретные имена, а не организации. Не побоюсь сказать, что в Украине как таковых крупных тренинговых структур нет. Есть крупные имена, но не структуры. Клиенты приходят не в компании, они приходят к тренеру", — говорит Лилия Вышковец.
На этом во многом и строится ценовая политика в сегменте образовательных услуг. "Стоимость услуг определяется уникальностью тематики обучения и личностью бизнес-тренера. В этом рынок бизнес-обучения напоминает шоу-бизнес — чем раскрученнее бренд звезды, тем выше гонорар", — резонно отмечает Станченко.