Энергетическая независимость Украины: в каком направлении нужно двигаться

Эксперты Американской торговой палаты и компании Deloitte считают, что потенциально Украина может экономить на энергоресурсах 11,4 млрд евро ежегодно. Чтобы достичь энергонезависимости, необходимо увеличить собственную добычу, реверс газа из Европы, а также поставки сжиженного газа морскими путями
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Сегодня Украина — одна из самых энергоемких экономик мира. Чтобы заработать одну тысячу долларов ВВП, Украина расходует 0,75 тонн нефтяного эквивалента (тнэ) энергоресурсов. Для сравнения, в Польше этот показатель равняется 0,2 тнэ на тысячу долларов США, в Румынии — 0,21. Средний показатель по ЕС — 0,1 тнэ.

Оценку энергоэффективности страны провели компания Deloitte и Американская торговая палата в Украине.

Согласно исследованию, на сегодняшний день остро стоит проблема эффективности использования природного газа, на который приходится треть всех первичных энергоресурсов, потребляемых Украиной. Так, на производство тысячи долларов ВВП Украине нужно потратить 0,26 тнэ газа, что в 13 раз больше, чем в среднем по ЕС, и почти в 9 раз больше, чем в соседней Польше.

"Такое положение вещей приемлемо для стран нетто-экспортеров природного газа и критично для Украины, — комментирует Артур Огаджанян, партнер компании Deloitte, руководитель группы "Энергетика и ресурсы". — Особенно сегодня, когда газовая проблема перешла в разряд вопросов, которые определяют государственную независимость".

В то время как НАК "Нафтогаз" планирует сокращение импорта до 20 млрд кубических метров в 2015 году, объемы потребления голубого топлива сокращаются незначительно. Так, если в 2014 году Украине удалось уменьшить потребление газа на рекордных 7,8 млрд кубических метров (16%), то в 2015 году экономия может составить только 1 млрд кубометров.

Частично объемы потребления природного газа в 2014 году сократились в связи с приостановкой промышленных мощностей на не контролируемых Украиной территориях. Поэтому именно результаты сокращения потребления в 2015 году должны показать, насколько страна готова к внедрению практик энергоэффективности.

Эксперты Американской торговой палаты считают, что потенциально Украина может экономить на энергоресурсах 11,4 млрд евро ежегодно. При этом наибольший потенциал в сбережении энергии традиционно имеет промышленность (потенциальная экономия составляет 5,5 млрд евро), а среди регионов — Днепропетровская, Харьковская и Запорожская области.

По словам Артура Огаджаняна, комплексный подход к вопросам энергообеспечения и энергоэффективности на государственном уровне — единственный возможный путь к энергетической независимости Украины.

Среди необходимых шагов на пути к отказу от российского газа эксперты выделяют увеличение собственной добычи, в том числе нетрадиционного газа; реверс газа из Европы; поставки сжиженного газа морскими путями и разработка государственных программ энергоэффективности.

"Речь также идет об имплементации Украиной требований Третьего энергетического пакета, в частности обширной реформе нефтегазового сектора и НАК "Нафтогаз". Первые шаги этой реформы мы могли наблюдать в 2014 году", — говорит Артур Огаджанян.

Свое видение реформирования рынка нефти и газа в Украине не так давно представило бизнес-сообщество. В основе документа "Реформы нефтегазового сектора" лежит концепция реформирования, которая должна привлечь иностранных инвесторов и стимулировать развитие отечественной нефте- и газодобывающей отраслей. Крупнейшие украинские инвесторы считают, что первоочередными задачами правительства являются либерализация земельного законодательства, упрощающая процедуры регистрации и разработки нефтегазовых месторождений, и принятие нового закона о рынке газа в соответствии с требованиями Третьего энергетического пакета. Ожидается, что новый закон о рынке газа обеспечит стабильность поставок внутри страны по всей цепочке "добытчик — поставщик — заказчик", сделает невозможным пересмотр принципов свободного доступа к ГТС всех участников рынка, а также защитит компании от самовольного вмешательства государственных органов в функционирование рынка.