Мечта Нацбанка не сбывается

Даже если гривня будет признана конвертируемой валютой, ее свободное обращение в мире может все равно остаться под вопросом

Он считает, что теоретически «можно сделать гривню свободно конвертируемой, особенно если откроем свободный поток капиталов, прежде всего, во внешний мир. Но я сомневаюсь, что за рубежом будет много заинтересованных в гривне, поэтому конвертируемость может быть формально принята, тогда как реальных последствий будет немного». По словам эксперта, ввиду того, что почти 70% внешнеэкономических контрактов украинские компании сейчас заключают в долларах, даже после введения официальной конвертации контракты будут и далее заключаться в иностранной валюте. «По большому счету, это будет больше чувством свободной конвертируемости, гривню можно будет ввозить и вывозить, но она не сможет стать валютой для больших и прибыльных спекуляций на мировом рынке, и из этого не стоит строить слишком радужных надежд», — подытожил эксперт МЦПИ.

«У нас научились выводить деньги за границу и без этого, — поделился секретом пресс-секретарь Мариупольского меткомбината им. Ильича Сергей Магера. — Проблема в том, что на сейчас уровень инфляции в стране неадекватен состоянию валюты, и реально курс доллара принудительно стабилизирован, а гривня на самом деле дешевле — именно это более всего удручает металлургов». По мнению представителя меткомбината, «даже если НБУ удастся реализовать идею, всегда будет очень сильный соблазн пересмотра коэффициента конвертации». «Население не особо ощутило бы такое новшество, а для металлургов это было бы очень значимо, например, наш завод 80% всей своей продукции вывозит на экспорт, так что мы бы задумались над возможными более удобными схемами, если когда-нибудь гривню действительно сделают конвертируемой», — сказал Магера.

По мнению Олега Назаренко, гендиректора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, НБУ вряд ли справится с этой задачей за четыре года. «Если бы это произошло, это было бы выгодно и экспортерам, и импортерам, — сказал Назаренко. — До сих пор остается норма, которую в прошлом году правительство пыталось отменить, и до сих пор бредовая ситуация, когда импортеры продают авто за гривню, а потом закупают у банков либо евро, либо доллары. Но чтобы рассчитываться по международным контрактам, им приходится на каждую отдельную покупку бегать и брать справку в налоговой милиции». Кроме того, по словам Назаренко, автоимпортеры сегодня существенно теряют на курсах валют. «Однозначно импортерам это было бы очень выгодно, но не все зависит от желания НБУ, там же не Деды Морозы работают, которые по первому желанию выполнят столь глобальную задачу», — иронизирует он.