Политические шахматы Клуни

Сегодня в кинотеатрах Киева выйдет фильм Джорджа Клуни «Спокойной ночи и удачи». Для Клуни это вторая попытка снять картину в качестве режиссера

Что касается названия «Спокойной ночи и удачи», то именно так в конце каждого выпуска новостей прощался с аудиторией  Эдвард Р. Марроу. Кстати, дебютом Джорджа Клуни в 2002 году стала картина  «Признания опасного человека» (отмечена премией Национального союза кинокритиков «За вклад в киноискусство»).  Этот фильм также посвящен журналистике. Может быть, в  выборе тематики сыграла свою роль профессия отца Джорджа  Клуни — телеведущего.

Шесть номинаций на «Оскар»

О фильме Клуни много говорили накануне вручения «Оскара». Но несмотря на то, что лента была отмечена многочисленными наградами (приз Golden Osella «за лучший киносценарий», «Кубок Вольпи» Дэвид Стрэтэйрну за лучшую мужскую роль,  приз ФИПРЕССИ, премия имени Пасинетти, премия «За вклад в защиту прав человека посредством кинематографа» на Венецианском биенале;  премия «За лучший неевропейский фильм года»  Европейской киноакадемии) и получила сразу шесть номинаций на «Оскар», ни одной золотой статуэтки Клуни так и не досталось. 

Хроника 50-х

«Спокойной ночи и удачи» — черно-белое кино, стилизованное под документальные съемки 50-х годов. Тщательно подобрана каждая мелочь в интерьерах и костюмах тех лет.

В своей картине Клуни часто использует хронику, но не как иллюстративный материал — в фильме реальные актеры играют сцены вместе с действующими лицами той эпохи. При этом все снято так филигранно, что вставные эпизоды не всегда обнаруживаются. Например, на тестовых просмотрах фильма зрители о эпизодах с участием сенатора МакКарти сказали: «Актер сильно переигрывает». На самом  же деле это была не актерская игра, а документальная хроника с участием настоящего сенатора МакКарти.

Несмотря на поражение в борьбе за «Оскар», коллеги и кинокритики отмечают, что Джорджу Клуни удалась попытка сделать  красивое и в то же время умное кино, при этом расходуя минимум средств. По словам самого Клуни, он сделал эту картину на волне нарастающей войны с мировым терроризмом, потому что видит в ее методах много общего с паранойей эпохи МакКарти. Режиссер считает масс-медиа  единственным средством поставить этот процесс под общественный контроль.

Черно-белая картинка

Клуни оказался умелым постановщиком. Запоминаются первые карды фильма: звучит джазовая музыка,  и камера охватывает огромное пространство, заполненное массой действующих лиц. У каждого человека в кадре — свои жесты, мимика, движения, но вместе они создают единое «панорамное полотно». На протяжении всей картины Клуни  использует этот прием не раз раз, заставляя зрителей оценить красоту стиля.

Актеры, играющие в фильме, также максимально достоверно воспроизводят стиль и манеру поведения людей 50-х годов.  До мелочей выверены диалоги действующих лиц, которых играют Дэвид Стрэтэйрн, Роберт Дауни, Джеф Дэниелс, Патриция Кларксон, Рэй Уайз и, конечно, сам Джордж Клуни.

Интеллектуальная нагрузка

Правда, чтобы полностью понять все хитросплетения сюжета, зрителю понадобится знание истории времен «маккартизма»,  а также умение виртуозно оперировать фактами, фамилиями, терминами, датами. Судя по всему, снявший это интеллектуальное кино Джордж Клуни уверен: чем сложнее комбинация «политических йодов», тем интересней. Ради этого он пожертвовал динамикой и интригой, рискуя при этом, что зритель просто заскучает.