Что такое банковский кобрендинг и как клиенту извлечь из него выгоды?

Банки периодически запускают те или иные программы, которые должны стимулировать клиентов чаще пользоваться банковской картой. Многие из них не имеют успеха, однако некоторые являются достаточно полезными для клиента

Что такое кобрендинг?

Дословно кобрендинг обозначает "объединение брендов", когда две или более компании создают общий продукт с единой целью. Это маркетинговый инструмент усиления коммуникации между брендом и клиентом, а также механизм обмена базами клиентов, привлечение внимания покупателей одного продукта или услуги ко второму продукту.

Банковский кобрендинг — это, как правило, программы лояльности или бонусы, которые предоставляет финучреждение при покупке с помощью карты определенных товаров или услуг (или расчетах в определенных точках продаж).

Зачем он нужен?

Основная задача большинства кобрендинговых проектов — привлечь внимание к продукту и выработать определенную привычку его использовать. В Украине, помимо этого, кобрендинг используется, дабы активизировать клиентов, которые привыкли использовать наличные. По словам главы киевского офиса MasterCard Веры Платоновой, около 50% украинцев при получении зарплаты на карту сразу ее снимают в банкомате. Таким образом, больше половины украинцев за месяц осуществляют менее 10 операций со своей картой. Причина этому — низкая финансовая грамотность населения и низкий уровень доверия банковской системе. Это также негативно влияет на ликвидность банков, так как вместо того, чтоб работать на экономику, деньги населения укрепляют матрацы.

Многие программы лояльности и кобрендинговые карты в Украине как раз направлены на то, чтобы стимулировать клиентов оставлять деньги на карте и получать бонусы при расчете ими в торговых сетях.

Как это работает?

Примеров кобрендинга в Украине немало. В Альфа-Банке отмечают, что на сегодня среди украинцев пользуются популярностью три вида кобренд-карт. Это карты, выпущенные при сотрудничестве с:

- авиакомпанией — клиенты накапливают мили, которые они могут использовать для покупки авиабилетов и дополнительных услуг авиакомпаний;

- продуктовым супермаркетом — клиенты накапливают бонусы, которые могут использовать для покупки товаров этого магазина;

- оператором мобильной связи — клиенты накапливают бонусы, которые могут использовать на мобильную связь и интернет.

В ОТП Банке отмечают, что популярностью пользуются, как правило, проекты, которые могут привлечь массовый сегмент клиентов — АЗС, мобильные операторы, крупные ритейлеры и интернет-магазины, сервисы бронирования билетов, магазины одежды и т.д.

Кроме того, часто кобрендинг-проекты запускают платежные системы. Visa сотрудничает с торговой сетью "Ашан" и сетью терминалов QIWI, MasterCard имеет программу лояльности MasterCard Rewards, которую продвигает с 8 украинскими банками т.п.

Выгоды для банка

Банк в результате подобных проектов получает:

А) новых клиентов

б) увеличение активности старых клиентов

В) увеличение узнаваемости бренда

"Основная цель банка — предложить продукт клиентской базе партнера, то есть новым клиентам. В рамках такого привлечения банк выпускает кредитные карты с дополнительной ценностью именно для данного клиентского сегмента. И постепенно клиенты партнера становятся клиентами банка. Со временем банк может предложить этим клиентам и другие продукты: кредит наличными, вклад и так далее", — поясняет Александр Поддерегин, начальник отдела по развитию карточных продуктов Альфа-Банка.

Выгоды для клиента

Клиент при этом получает определенные бонусы на ряд продуктов или услуг. Например, покупка билетов определенной картой может сэкономить до 10% его стоимости, а расчет картой в ряде торговых сетей может вернуть на карту до 5% от стоимости товаров.

При этом не все бонусы выглядят привлекательно. Иногда игра не стоит свеч. "Нередко случается такое, что, например, дополнительная скидка/привилегия от кобренд-продукта не намного выгоднее стандартной или же продукт слишком сложен для оформления", — рассказывает Андрей Моисеенко, заместитель председателя Правления Банка Кредит Днепр.

Почему это работает/не работает?

В Украине есть свои особенности. Среди банков и платежных систем существует своего рода "соревнование": в кошельке среднестатистического украинца, как правило, больше одной карты, а льготные условия по каждой из них он не всегда держит в голове. Потому в сети, в которой у него есть кобренд-карта с бонусами, пользователь может рассчитаться обычной платежной картой, оказавшейся под рукой. Именно за место этой карты, которая будет всегда находиться ближе к пользователю, и идет "соревнование".

Также среди наиболее распространенных проблем кобрендинговых программ — создание неинтересного или технически сложного продукта. "В основном такие проекты замирали на цифре 2000-5000 активных клиентов и постепенно угасали, — отмечает Любовь Сыроватская, начальник управления физлиц UniCredit Bank. — Если сумма скидки либо бонуса от партнера будет достаточно привлекательна, то клиент согласится оформить кобрендовую карту и воспользуется ею несколько раз. Затем, в основном, клиенты забывают ее пополнять и перестают пользоваться, поскольку нет других мотиваторов".