- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Как привлечь сотни тысяч долларов от бизнес-ангелов в технологический стартап
Ежегодно украинские бизнес-проекты привлекают от $2 млн до $5 млн на свое развитие от инвесторов, которых называют бизнес-ангелами. Это частные инвесторы, которые вкладывают свои собственные средства в основном в инновационные стартапы. Кроме непосредственно денег, они также инвестируют в проекты свои связи, опыт, технологии в обмен на долю в бизнес-проекте.
За последние три года бизнес-ангелы инвестировали в 100 проектов практически $9 млн, делятся результатами в профильном сообществе UAngel, которое появилось в июне 2014 года. Тем не менее цифра может быть и выше, ведь UAngel не имеет прямого доступа к инвестиционной активности частных ангелов, а о сделках им сообщают добровольно.
В 2017 году на рынке ангельских инвестиций наблюдается глобальный тренд, рассказывает координатор UAngel Дарья Демченко. Он проявляется в уменьшении количества сделок и росте размера инвестиций в единичный проект. "Пока нет ощущения, что инвестиции в этом году выросли в абсолютных цифрах, но все больше частных лиц рассматривают для себя инвестиции в стартапы на посевном раунде, какими бы рисковыми они не были", — рассказывает Дарья Демченко.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaСпрос на деньги ангелов со стороны стартапов растет пропорционально увеличению числа самих проектов в стране. "В 2017 году к нам уже обратились более 200 стартапов в поисках инвестиций. Приятно, что проекты приходят к нам уже не с "идей на салфетке", а с работающим прототипом, первыми клиентами или хотя бы предзаказами", — говорит Дарья Демченко.
Бизнес-ангелы заинтересованы инвестировать в инновации, в первую очередь, в ИТ-проекты, ведь их легко масштабировать и они имеют сравнительно низкие операционные расходы. Также в UAngel наблюдают интерес к проектам в сфере рекламных технологий AdTech, мобильных технологий, облачных сервисов, здравоохранения, lifestyle, решений для корпораций, а также в нишах искусственного интеллекта, компьютерного зрения и кибербезопасности.
Залог успеха — проактивная работа
Инвесторы безусловно делают ставку на те стартапы и команды, которые способны "драйвить" свой проект особенно в течение непростых первых лет до момента выхода на прибыльность.
"Под лежачий камень вода не течет, — вспоминает пословицу CEO международного маркетплейса для поиска репетиторов Preply Кирилл Бигай. — Она очень правильная, когда дело касается поиска инвесторов, работы в бизнес-инкубаторах и акселераторах. Последние могут познакомить с инвесторами, но ведь простого знакомства недостаточно. Нужно еще заинтересовать инвестора, правильно рассказать о своем бизнесе, продемонстрировать рост, показать, что ты понимаешь свой бизнес, знаешь, за счет чего он растет сегодня и продолжит расти завтра".
Предприниматель подчеркивает, что проектам жизненно важно строить свою сеть контактов, изучать рынок инвесторов, знать, в какие проекты они инвестируют, где их можно встретить и через кого познакомиться. "Меня, например, бизнес-акселератор Techstars познакомил с одним инвестором из Польши, но ему наш проект не был интересен. Я задаю ему прямой вопрос "кому из ваших коллег-инвесторов он может быть интересен?". Так я познакомился с польским фондом Hedgehog Fund, который потом нас проинвестировал", — делится опытом Кирилл Бигай.
Проект Preply, начиная с 2013 года, привлек свыше $1,4 млн. Среди прочих проект проинвестировали основатель DocPlanner (польский аналог LinkedIn) Мариуш Гралевски, основатель Grupa Pracuj (сайты для поиска работы, в том числе rabota.ua) Пшемыслав Гацек, сооснователь Booking.com Артур Костен, бизнес-ангел и руководитель бостонского акселератора Techstars Семен Дукач.
Важны не столько деньги
Бизнес-ангелы часто обладают экспертизой в tech-индустрии и имеют собственный онлайн и офлайн-бизнес, говорит Дарья Демченко из UAngel. Потому некоторые предприниматели рассматривают их не только и не столько с точки зрения средств, которые они могут вложить, а в контексте его связей и опыта.
"Совет — это тоже инвестиции. Иногда дельный совет даже ценнее, чем деньги", — говорит Светлана Малеванная, руководитель технологического стартапа Raccoon.World, который создает гаджетов для рук, которые позволяют взаимодействовать с виртуальной и дополненной реальностью.
Инвесторы часто являются в прямом смысле этого слова партнерами стартапов. "Они включаются в бизнес, помогают, часто своими связями, — рассказывает Кирилл Бигай из Preply. — Некоторые инвесторы даже собеседуют наших сотрудников".
Стоит выяснить, какой X ожидает инвестор на выходе
Ограниченность ресурсов помогает принимать правильные решения, утверждает сооснователь платформы для автоматизации ценообразования Competera Александр Сазонов. И добавляет, что по его мнению на этапе экспериментов стоит максимально отказываться от денег инвесторов. Ведь любую идею можно проверить за счет небольших ресурсов, собственных умений и усилий.
"Деньги имеют для меня небольшое применение, — рассказывает Александр Сазонов. — Ведь на любые деньги у другой стороны есть определенные ожидания. С момента старта мы общались со многими инвесторами. Если бы нам предлагали, условно, $1 млн, мы бы не знали, куда его потратить. А инвестор в течение определенного периода всегда ожидает получить определенный количественный X".
Предприниматель советует всегда спрашивать инвесторов об их ожиданиях, об уровне возврата.
Цели, под которые стартапы привлекают инвестиции, понятны и банальны, говорит Дарья Демченко из UAngel. Это маркетинг, выход на новые рынки, разработка, операционные расходы, патентирование.
"Hardware-проект требует большого количества вложений. Включая этап разработки, тестирования, подготовки, производства, маркетинга, в зависимости от сложности продукта и стоимости составляющих понадобится не одна сотня долларов, — говорит Светлана Малеванная из Raccoon.World. — Всего от ангелов мы привлекли $260 тыс. и это на самом деле маленькие деньги для технологичного стратапа. А еще год назад мне казалось, что $100 тыс. хватит для старта".
Средства тратили на закупка компонентов, оплату труда, оборудование, офис, оплату на заводах за подряд, регистрацию компании, дизайн, сайт, маркетинг, выставки, защиту интеллектуальной собственности, подготовку медиа-контента, съемки рекламных роликов. Около $100 тыс. инвесторских денег в Raccoon.World намерены потратить на продвижение продукта на американском рынке.
Заплатить придется долей в проекте
Вкладывая средства, инвесторы в основном получают долю в компании. "Ангелы, в портфеле у которых преобладают инвестиции за долю в компании, составляют 55,6%, — говорит Дарья Демченко. — У остальных в портфеле может быть половина или около того сделок с инвестициями "за долю". Для этих инвесторов формат сделки не имеет особого значения".
В основном инвестор становится миноритарным акционером бизнес-проекта. "На ранних стадиях инвесторам можно отдавать 10-20% акций. Больше нужно стараться не отдавать, — уверен Кирилл Бигай из Preply. — Ведь у стартапа с большой вероятностью будет несколько раундов инвестиций. Если вы на первом отдадите не 10%, а сразу 30-40%, то последующие инвестиций будут подниматься намного тяжелее".
До встречи на фестивале Get Business Festival, где вы сможете получить ответы на свои вопросы. Билеты уже в продаже