Слабое корпоративное управление в банках стало одной из причин кризисов — НБУ

Слабое корпоративное управление в банках стало одной из причин кризисов как в 2008-2009, так и в 2014-2015 годах, полагает Национальный банк

Слабое корпоративное управление в банках стало одной из причин кризисов как в 2008-2009 годах, так и в 2014-2015 годах.

Об этом сообщил заместитель главы НБУ Владислав Рашкован во время круглого стола, посвященного корпоративному управлению в банках.

"Нацбанк серьезно относится к теме корпоративного управления в банках. Банкинг должен быть бизнесом, а не звеном в создании стоимости других бизнесов акционера. Это особенно касается локальных банков, которые создавались для того, чтобы искать деньги для своих же собственников, — сообщил Рашкован. — Предполагается, что за счет профессионального управления рисками банк сможет эффективно распределять ресурсы в обществе. Вот тут и всплывают вопросы корпоративного управления, как одна из составляющих такой работы. Это система взаимодействия между профессиональным менеджером и непрофессиональными акционерами".

По словам замглавы НБУ, в первую очередь в вопросе корпоративного управления необходимо понимать, кто владеет банками.

"Мы уже знаем кто владеет 93% банков, следующим встанет вопрос о юридической форме банков. На сегодня все банки являются публичными акционерными обществами, но торгуются на рынке бумаги всего двух банков, при этом требования к ним, как к публичным акционерным обществам. Потому вопрос, должны ли все банки быть публичными компаниями. Если все дело в раскрытии информации, мы можем урегулировать этот вопрос иначе", — отметил он.

Кроме того, Рашкован подчеркнул необходимость принятия законов о селл-ауте и сквиз-ауте, для возможности выкупа акций у миноритарных акционеров.

Еще одним ключевым аспектом замглавы НБУ назвал оплату труда членов наблюдательных советов. Сейчас в более чем 80% банков работа членов набсовета не оплачивается, а если и оплачивается, то в основном труд приглашенных из-за рубежа членов НС.

"Механизм финансирования труда членов набсовета должен быть усовершенствован. — подчеркнул Рашкован. — Мы не верим в альтруизм, если работа независимого члена набсовета не оплачивается формально, это значит, что ее оплачивает, например, акционер банка. Мы готовы над этим работать. Можно, например, создать саморегулируемую организацию, которая займется сертификацией и подготовкой членов набсоветов. Очень хочу перестать от членов наблюдательных советов слышать фразы "мы не принимали решения набсоветом, а просто подписывали бумаги".