Спекуляция или революция: Нужен ли бизнесу блокчейн

Нужна ли технология blockchain украинскому бизнесу? И почему никто пока не знает, что с этим делать? Мнения блокчейн-экспертов на Delo.UA
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Мода на блокчейн дошла даже до государства: украинский Минюст договорился с украино-литовским финтехом BItfury о внедрении блокчейн-системы для государственной электронной биржи СЕТАМ. Обычно консервативный Нацбанк в своей дорожной карте Cashless Economy наметил выпуск собственных электронных денег на базе блокчейна уже на четвертый квартал 2017 года. А Е-Government Агентство Украины в рамках проекта с той же BItfury (предоставит украинским блокчейн-системам мощности своих дата-центров) готовит к переходу на блокчейн все государственные реестры.

Логика чиновников понятна: в случае с реестрами, блокчейн поможет защитить содержащуюся в них информацию от сторонних вмешательств — как со стороны хакеров, так и в исполнении госрегистраторов. Но насколько это масштабируемое решение для бизнеса? Кому это нужно и как скоро блокчейн станет обычным явлением, том числе и в Украине?

Delo.UA собрало мнения блокчейн-экспертов с киевской конференции Blockchain Intensive, организованной компанией Microsoft.

Что дает блокчейн и кому это нужно

Кроме защиты информации, блокчейн в теории несет в себе еще одно принципиальное новшество — он делает ненужными услуги посредников, сокращая до минимума расстояние между производителем и потребителем услуг/товаров. Если информация будет защищена, а обмениваться ею пользователи смогут напрямую без сторонней помощи, роль посредников сведется к обслуживающему минимуму. Но в этом и заключается главная проблема: бизнес пока не готов к столь резкой смене старой модели, с которой он давно привык работать.

"Выходит, что блокчейн выбрасывает целую нишу уже состоявшегося и прибыльного бизнеса. Потребитель действительно в этом заинтересован, но даже если смотреть на ситуацию с точки зрения производителя, ему не очень удобно в один момент отказаться от налаженного сотрудничества со старыми дистрибьюторами. Слишком большие одномоментные затраты", — говорит старший консультант группы стратегии и коммуникаций PwC Ukraine Станислав Шелякин.

По его словам, бизнес (и это касается не только Украины) пока не знает, как можно масштабировать решения на блокчейне именно на производство. И не видит в этом большого смысла — успешных проектов, когда блокчейн смогли успешно и прибыльно интегрировать в конкретную нишу, в мировой практике до сих пор нет.

Зато активно работать с блокчейном пытаются главные его "жертвы" — посредники во главе с банками. Для них блокчейн на данном этапе выглядит даже более применимо: он ускоряет процессы и защищает информацию, что для посредника особо важно. И если для реального сектора выгода от внедрения распределенных реестров находится в горизонте нескольких лет (минимум), то компании вроде банков, логистических фирм или торговых сетей получают профит сразу — за счет оптимизации операционных затрат на обслуживание транзакций и ведение учета. Производителям такой оптимизации недостаточно, а конкретные выгоды для предприятий от блокчейна пока выглядят туманно.

Мало-мальская конкретика (но опять же в теории) для бизнеса возникает в плане борьбы с контрафактом. Годовой объем подделок в мире составляет $400 млрд в год — в основном это касается фармацевтики и легкой промышленности. Проблему могла бы решить разработка специализированного QR-кода, который показывал бы полный путь товара, начиная от завода происхождения и заканчивая продавцами розничного звена.

Еще один практический момент, применимый для всех бизнесов, — это учет, еще одна классическая "жертва" блокчейна. Вместо обычной двусторонней таблицы с активами и пассивами блокчейн добавляет в бухгалтерский баланс третий блок — происхождение всех объектов, содержащихся в нем. С одной стороны, бизнесу такая опция нужна, это сделает любую компанию более прозрачной, а значит позволит расширить отношения между контрагентами. Но с другой — большой вопрос, согласятся ли все компании прямо сейчас внедрять такой подход. Тем более, что какая-либо стандартизация по внедрению блокчейна отсутствует в принципе.

"В блокчейне есть прекрасное правило — никто никому не доверяет. Клиенты хотят использовать блокчейн, видят в этом перспективу, но они не понимают, как это делать без единых для всех стандартов. Если каждый будет использовать блокчейн по-своему, возможность проверять друг друга исчезнет", — считает советник Администрации Президента, основатель Innovation and Development Foundation Давид Кизириа.

Пик спекуляций и "новый интернет"

Но вряд ли вопрос стандартизации блокчейна сейчас более актуален, чем проблема его практического применения. Как поясняет Сергей Бондаренко из департамента консалтинга компании Deloitte, технология сейчас находится на пике "спекулятивных ожиданий", но ажиотаж вокруг нее постепенно угаснет с появлением не теоретических, но уже практических блокчейн-решений.

"Сейчас появится очень много решений от блокчейн-стартапов, но выглядить на практике они будут не так ярко, как на словах. Это несколько всех отрезвит, а сам блокчейн окончательно перейдет в поле "долины разочарований", — говорит Бондаренко.

Как отмечает Давид Кизириа, ситуация осложняется тем, что существующие решения на блокчейне все еще сложны для понимания массовым бизнес-потребителям. Поэтому единственным успешным блокчейн-сервисом по-прежнему остается криптовалюта. Альтернативных реализаций пока не видно.

"Потребителю не нужны данные, им нужен сервис, который дает на выходе переработанную информацию. Что конкретно, какая именно технология за этим стоит, никому особо не интересно" — отмечает Кизириа.

Блокчейн при этом нередко называют "новым интернетом" — считается, что по уровню революционности это столь же весомое для человечества изобретение. И во многом в своей "жизни" блокчейн действительно повторяет тот же путь: сначала интернет был популярен только среди гиков-программистов, затем распространился на ограниченное число уверенных пользователей компьютеров и только после массовой компьютеризации стал действительно востребованным и незаменимым во всем мире. По словам основателя Distributed Lab Павла Кравченко, по блокчейну можно проследить примерно ту же ситуацию.

"Бизнес-модели, которые начнут реально зарабатывать на блокчейне, появятся только вместе с "финансовым" интернетом, когда всем понадобится возможность быстро и безопасно обмениваться информацией разного рода", — объясняет он.

Отсюда и итог: бизнес интуитивно понимает, что блокчейн — это нечто для него важное, но он до сих пор не знает, чем именно эта технология может оказаться полезной. Но есть мнение, что как и в случае с интернетом это лишь вопрос времени — буквально двух лет, как считает, например, представитель криптовалютной биржи CEX.IO Олег Кудренко.

Но для начала идеологам распределенных реестров придется все же на практике доказать, что блокчейн — это не просто хорошая теория, а действительно революция.