100 дней России Путина. Укрепление государства продлится до осени

Хотя мировые цены на нефть в конце прошедшей недели снизились до 28 долларов за баррель, а июньская инфляция составила больше 2,5%, у Владимира Путина, по-видимому, есть фора на конкретные действия до осени. Пока президент старался не форсировать реформы,

Хотя мировые цены на нефть в конце прошедшей недели снизились до 28 долларов за баррель, а июньская инфляция составила больше 2,5%, у Владимира Путина, по-видимому, есть фора на конкретные действия до осени. Пока президент старался не форсировать реформы, а укреплять собственную вертикаль власти. Это касалось как внутренней, так и внешней политики России. Кто даст гарантии, что "сильная власть" и "сильное государство" будут проводить те реформы и делать те шаги, которых от них ждут?

ВАЛЮТНЫЙ курс в минувшую пятницу впервые за полгода стал меньше 28 рублей за доллар, а до конца года глава Центробанка России Виктор Геращенко обещает не более 29 рублей. Инфляция составит до конца года не более 30%, а экономический рост — около 1,5% ВВП. Наконец, принята первичная экономическая программа. Это всего лишь план на ближайшие месяцы, да и то он должен еще корректироваться. Курс Владимира Путина, если исходить из него, все-таки скорее либеральный, чем авторитарный.

Государство будет "стоить" дешевле, если исходить из бюджетных затрат: доля госрасходов в ВВП не должна быть более 30% в ближайшие 5 лет. Шкала подоходного налога — 13% для всех слоев, независимо от доходов, а ежегодный экономический рост должен постепенно приблизиться к 5%. Экспортная политика в свете последнего повышения Госдумой акцизов на бензин, табак и ликеро-водочную продукцию будет жестче. Слова "будет", "необходимо добиться", "должен" пока преобладают в большинстве дискуссий об экономике России. В режиме реального времени президент пока занимается тем, что и обещал избирателям — укреплением государства. Правительство призвано ему в этом помогать.

Государство укрепится, если будет принят новый закон "О порядке формирования Совета Федерации". Губернаторам в регионах можно будет "дать по рукам" и даже отстранить от должности, если будут нарушать своими актами федеральное законодательство. Пока региональные лидеры борются за свои права, а также за то, чтобы и дальше оставаться сенаторами. Чего добьются? В лучшем случае, Совет Федерации в нынешнем виде сохранится до 2001 года.

Кремль уже укрепился в регионах: семь наместников в федеральных округах успели разместить свои многочисленные аппараты, не за горами появление окружных прокуроров и новых отделов по борьбе с оргпреступностью. Глухой ропот регионалов не в счет.

Государство показало кто в доме хозяин и некоторым "ненавистным олигархам". Имена господ Потанина (группа "Интеррос"), Гусинского ("Медиа-Мост"), Фридмана ("Альфа-групп") с пугающей частотой зазвучали в сообщениях информационных агентств. О том, чтобы "грабить награбленное", речь не шла. Никто не хотел и доказать, действительно ли "это все награблено". Нужно было только приструнить. Получилось ли?

Государство укрепилось еще сильнее, когда повысило среди людей свою популярность. Имеется в виду популярность президента, так как на российских просторах образ мощной, динамичной и сильной власти, на которую можно положиться, — это и есть Владимир Путин. Кровавые теракты с участием камикадзе в Чечне на прошлой неделе только подлили ненависти к чеченцам в самых разных регионах России.

Стоит ли за этим стремление укрепить вертикаль власти в преддверии решительных шагов в экономике? Несмотря на наличие первичной программы действий правительства, эксперт Фонда Карнеги Алексей Рябов считает, что "четкого плана преобразований у Путина нет, и все решения будут приниматься по обстановке". По его мнению, президент не до конца разрешает одну проблему (например с губернаторами) и сразу же порывается справляться со следующей (принудить к дружбе крупных предпринимателей). Путин не всегда готов идти на те уступки, которых от него ждут, и бизнес-круги снова испуганно шарахаются от Кремля.

Директор Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что такой "блицкриг по укреплению государства" в России неслучаен. Не исключено, что осенью придет новое правительство, вот тогда и будут расставлены все точки над "і". А известный французский журналист, писатель и правозащитник Марек Альтер после общения с российским президентом заметил, что "он в Кремле, но как бы еще не понял, что его выбрали президентом… Он еще не очень уверен в себе, и это хорошо, потому что он способен слушать. Проблема лишь в том, кого он будет слушать".

На последнем замечании трудно не поставить галочку, если проанализировать итоги собраний акционеров крупнейших российских компаний. Кремль четко дал понять, что не собирается устраняться от участия в управлении "Газпромом", "Сбербанком" и РАО "ЕЭС России". В газовой монополии государство особенно укрепилось. Рем Вяхирев пока устоял, не забыв при этом заявить, что до своего ухода должен "закончить важное дело — достроить трубопровод в обход Украины" (контракт Вяхирева истекает в мае 2001 года). Государственные представители в Совете директоров не против.

В отношении экспорта своих энергоносителей в страны СНГ, особенно в Украину, российское государство тоже обещает быть сильным и жестким. Согласования, как платить по долгам и за сколько же покупать газ, продлятся опять же до осени. Пока вице-премьер РФ Виктор Христенко заявил, что с 1 октября порядок расчетов изменится. Будет создан единый газовый баланс России и Украины. Все поставки газа в Украину из России и из других стран должны контролироваться Москвой в режиме реального времени. Условия поставок Россия желала бы сделать для Киева такими же, как и для других стран Европы, а газовый долг, накопившийся до 1 января 2000 года, отсрочить по выплатам, согласно гибкому графику. Свежие же долги, а это около $700 млн., нужно начать погашать уже в этом году. Украина же предлагает применить схему, аналогичную плану работы будущего СП между группой "ИТЕРА" и НАК "Нефтегаз Украины". Договора на газовые поставки будут прямыми, а график расчетов будет оговариваться отдельно. При этом газ оплачивается в полном объеме.

Отрадно, что Россия готова помогать Украине решать долговые проблемы. Какой будет эта помощь, пока неясно. Куда Владимир Путин направит ресурс "сильного государства"? Хочется верить, что действительно на создание сильной экономики. Времени на раздумье осталось немного.