1,5 млрд. — интересные деньги для банков

Алексей Кучеренко о перспективах инвестиций в жилищно-коммунальном хозяйстве. Жилищно-коммунальное хозяйство — одно из самых одиозных ведомств в стране, ежедневно затрагивающее интересы каждого украинца. Приводить в порядок это хозяйство новая власть дове

Алексей Кучеренко о перспективах инвестиций в жилищно-коммунальном хозяйстве. Жилищно-коммунальное хозяйство — одно из самых одиозных ведомств в стране, ежедневно затрагивающее интересы каждого украинца. Приводить в порядок это хозяйство новая власть доверила крупному промышленнику и бизнесмену, до недавнего времени — президенту "АвтоКрАЗа" Алексею Кучеренко (отказался от руководства и вышел из состава акционеров во время "оранжевой" революции). Кучеренко — прагматик, и он уверен, что трезвый и взвешенный бизнес-подход способен вывести из ямы даже такую "убитую" отрасль, как коммунальная сфера

— Как в рамках административной реформы будет происходить преобразование вашего Комитета?

— Реформирование будет осуществляться в двух направлениях: преобразование самого жилищно-коммунального хозяйства страны и определение места Комитета в системе центральных органов исполнительной власти. По первому направлению необходимо выстроить систему взаимоотношений между субъектами рынка жилищно-коммунальных услуг, создать механизм контроля за правильным формированием тарифов, которые покрывают себестоимость производства услуг, и выстроить систему взаимной ответственности. В этом, собственно, заключается проведение государственной политики в реформировании ЖКХ. Принято решение о подчинении Комитета Минтоп-

энерго. Считаю, вначале нужно определить функции Комитета, а уже исходя из этого, вписывать его в систему координат админреформы. О ликвидации Комитета сегодня, думаю, не может быть и речи. Можно говорить только о существенном повышении его статуса.

— В чем суть реформирования ЖКХ?

— В создании механизма финансового стимулирования и привитии новой культуры взаимоотношений между потребителем и поставщиком услуг. Переход на новые взаимоотношения должен быть экономически выгодным как одной, так и другой стороне. И, прежде всего, нам нужно выработать правила игры с органами местного самоуправления, поскольку они являются коммунальными собственниками и нередко сопротивляются приходу в хозяйства эффективных управленцев.

В свою очередь, население должно научиться защищать свои интересы и тем самым обеспечить условия для эффективной работы самих обслуживающих структур. Это должны быть отношения партнеров, а не врагов, и наша задача — создать для этого все условия. Жильцы многоэтажных домов должны объединиться и создать сообщества собственников домов. Для влияния на формирование тарифов у них есть и правовые, и экономические механизмы. Естественно, потребителю не нужно вникать в этот вопрос самостоятельно — достаточно нанять специалиста. Таким образом, рождается новая профессия: управляющий кондоминиумом или управдом.

— В чем причины сопротивления со стороны органов местного самоуправления?

— Упорное нежелание местных властей привести в свои структуры коммунального хозяйства эффективного управленца объясняется только одним: на фоне стонов об убыточности, как говорил Жванецкий, научились воровать с убытков. В соответствии с законом, если тарифы не покрывают себестоимость, местный бюджет должен предусмотреть их покрытие. Многие восточные и южные регионы не делали этого и сейчас стоят перед жесткой необходимостью заняться этим единовременно. Они попали в очень непростую ситуацию: убыточность их коммунальных предприятий только растет. Однако многие советы западных регионов пошли на эти меры, и сегодня им намного проще: тарифы уже вошли в режим окупаемости, а когда есть окупаемость и покрытие затрат, можно говорить о приведении в отрасль эффективных управленцев.

— И все-таки, каковы основания для появления в ЖКХ эффективных управленцев?

— Предпосылкой для прихода в отрасль эффективного управленца должна стать разработка тарифов, покрывающих себестоимость. Будет покрытие тарифов — будет и возврат средств, и прибыль, а значит, и бизнес. Возглавить предприятие может как управленец, так и собственник, который под инвестиционные обязательства возьмет в управление конкретную структуру ЖКХ.

Активизации этого процесса должны способствовать и банковские кредиты. Комитет предлагает коммунальным предприятиям включиться в этот процесс. Со своей стороны мы поможем им смягчить финансовые обязательства. У нас уже есть предложения от Мирового банка, ЕБРР. За две недели работы в новой должности у меня было пять встреч подобного уровня, на которых предлагалось предоставить кредиты. Речь идет о 15-летних проектах с самыми льготными условиями: погашением, начиная с седьмого года, и ставкой 6-7%. Менталитет любого западного финансиста строится на cash flow, денежном потоке. Если есть cash flow, значит, есть бизнес. В этой отрасли cash flow — 8,5 млрд. грн. в год, т. е. $1,5 млрд. Это интересные деньги для многих банков.

— Как формируются тарифы на жилищно-коммунальные услуги?

— Комитет — это регулирующий орган, и он методологически разрабатывает тарифы, а местные органы уже рассчитывают их в соответствии с конъюнктурой цен в каждом регионе. Если тарифы учитывают инвестиционную составляющую, они стимулируют владельцев квартир к энергосбережению, к сокращению потерь воды, тепла, к оснащению системами учета.

Проблема заключается в том, что Комитет как уполномоченный орган только задает методологию, но не может обеспечить контроль над ее выполнением. В то время как такой монополизированный рынок, как жилищно-коммунальное хозяйство, нуждается в жестком контроле со стороны регулятора. В идеале нужно не только задавать методологию и анализировать тарифную себестоимость, но и выдавать лицензии. Этот механизм является действенным рычагом. Но у Комитета нет реальных механизмов влияния на ситуацию.