- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Акции — хороший стимул
С течением времени критерии оценки работы менеджмента становятся более жесткими. Быть может, действительно лучший способ оценить работу менеджера — спросить его, действовал ли бы он по-иному, если бы являлся собственником данной компании. Пожалуй, наиболее удачно проанализировал вопрос современного состояния менеджмента и роли стимулирования его работы профессор Маршалл Голдман (Гарвардский университет)
ХОРОШИЙ МЕНЕДЖЕР — это человек, который управляет компанией, приносящей постоянную прибыль. Но здесь возникают вопросы. Так, можно иметь в виду долгосрочную и краткосрочную прибыльность.
Кроме того, прибыльности можно достичь как с помощью конкурентоспособной рабочей силы, так и путем использования морально нечистоплотных методов. "Сущность хорошего менеджмента следует определять в соответствии с критериями, которые моделировали бы действия собственника и побуждали бы менеджера воспроизводить его поведение", — считает Маршалл Голдман.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaПервый этап управления
ОПЫТ развития крупных корпораций свидетельствует о том, что изначально собственник был во главе исполнительного органа и активно вовлекался в текущую деятельность фирмы. Но в период укрупнения предприятий, время требовало все большего делегирования полномочий наемным менеджерам. Поскольку потребности бизнеса в капитале увеличивались, и денежные вливания обеспечивались расширяющимся кругом инвесторов, подчас сложно было определить, кто именно является собственником компании. Владельцами крупнейших пакетов акций все чаще становились не индивидуумы или семьи, а инвесторы в лице различных инвестиционных фондов. Поэтому делегирование полномочий часто приводило к непредвиденным последствиям. Чем дальше действующее подразделение компании стоит от высшего звена управления, тем больше вероятность, что именно там возникнет сбой в работе. Высшие руководители, особенно в некоммерческих организациях, постоянно озабочены тем, что их подчиненные могут неверно применить имеющиеся ресурсы, украсть их, использовать не в должных целях или расточительно. Если подобное все же случается, для топ-менеджмента последствия могут оказаться серьезнее, чем в случае фактической неэффективности компании. В итоге управленческие установки зачастую имеют ограничительный, а не разрешительный характер, что, в свою очередь, повышает вероятность получения искаженных результатов. Как выразился социолог Р. Мертон, "приверженность правилам, изначально задуманным как средство, превращается в самоцель". Такого рода искажений избежать нелегко. Например, несколько лет назад исполнительный директор Chrysler Corporation отдал распоряжение о закупке деталей по высокой цене у одного мелкого производителя, в фирме которого он оказался основным владельцем. Этот поступок был расценен как откровенная внутренняя сделка. Но разве не является внутренней сделкой также и то, когда глава исполнительного органа убеждает совет директоров выплачивать ему заработную плату, исчисляемую миллионами, а иногда десятками миллионов долларов и более? Вместе с тем каждый год в уровне заработной платы высших менеджеров устанавливаются все новые рекорды.
Второй этап управления
ИТАК, по мере того, как акции все большего числа американских компаний оказывались в инвестиционных портфелях взаимных и пенсионных фондов, главы исполнительных органов этих компаний попадали под усиливающееся давление по поводу повышения прибыли на вложенный капитал. Это, в свою очередь, явилось следствием конкуренции в области привлечения инвесторов из инвестиционных фондов. Поэтому определяющее значение стали иметь не долгосрочные хозяйственные результаты (например, за 10-летний период), а краткосрочные (за 3 — 6 мес). Такая близорукость во взглядах оказалась гораздо меньшей проблемой для фирм, находящихся в одних руках или финансируемых, прежде всего, за счет займов и выпуска облигаций. Им приходилось беспокоиться лишь о выплате процентов по займам, а не об уровне доходности инвестированного капитала. Поэтому они испытывали значительно меньшее давление в отношении увеличения текущей прибыли и могли сконцентрировать усилия на достижении долговременного роста и завоевании рыночной доли.
Напротив, все большее число руководителей американских компаний приходило к заключению, что если производственное подразделение испытывает трудности, то его проще продать или закрыть, чем тратить средства на оздоровление. "Подобные соображения, — отметил Маршалл Голдман, — привели к существенной деиндустриализации и реструктуризации экономики". Во многих случаях попытки максимизировать краткосрочную прибыль создавали угрозу жизнеспособности компании в долгосрочном периоде.
Наглядный пример. Нью-йоркский менеджер American Telephone and Telegraph поразил высшее руководство компании быстрым и впечатляющим увеличением уровня доходности и прибыли. Вскоре он был переведен на более высокий пост национального масштаба. Но его преемник столкнулся с ситуацией, грозящей разрушительными последствиями для телефонной сети Нью-Йорка. Абоненты, находящиеся вне города, не могли дозвониться до своих контрагентов в Нью-Йорке в течение рабочего дня, в городе практически невозможно было найти исправный телефон-автомат. Объяснение оказалось простым. "Успешно действовавший" предшественник просто отказался от всех видов ремонтных работ, кроме самых существенных, равно как и от капиталовложений.
Третий этап управления
С ТЕЧЕНИЕМ времени некоторые американские корпорации, особенно три автомобильных гиганта и производители компьютерных чипов, решили игнорировать давление на свои активы и переориентироваться на расширение своей рыночной доли и долговременную политику, причем даже решительнее, чем японцы.
Что же вызвало столь существенную подвижку в поведении менеджеров?
Несомненно, важную роль сыграли многие факторы, но решающим оказалась заинтересованность американских менеджеров в опционах, дававших им право приобретать акции своей компании со скидкой. Поскольку эффект опционов проявляется только через несколько лет, то, используя подобные финансовые стимулы, корпорации постепенно заставляли своих менеджеров фокусировать внимание на максимизации результатов корпоративной деятельности на годы вперед, а не на ближайшие месяцы. Лучший способ гарантировать в будущем рост стоимости акций компании и опционов, находящихся в руках менеджеров, — это получение высокой прибыли в 10-летней перспективе. При этом, однако, приходится отказываться от высокой нормы краткосрочной прибыли.
Конечно, практика опционов не нова, но в последнее время наблюдается тенденция к выпуску их на более короткий период. Более того, если время обращения опционов растягивается свыше 10 лет, то нет гарантии, что тот или иной менеджер сможет противостоять постоянному стремлению к максимизации прибыли в текущем квартале. Тем не менее, возросшее использование долгосрочных стимулов и удлинение сроков обращения опционов, на наш взгляд, привело к тому, что все большее число менеджеров меняет временные рамки своей ориентации. Так, авиакомпания Boeing стала использовать фьючерсы на свои акции для повышения заинтересованности неуправленческого персонала в долгосрочной работе. Предполагается, что это побудит сотрудников экономить на издержках и вносить предложения, способствующие росту объема производства и повышению производительности.
В настоящее время ориентация на использование акций компаний в качестве стимула распространяется не только на наемный персонал и менеджеров компании, но и на топ-менеджмент. Использование акций в качестве стимула более чем что-либо другое объясняет успех США в проведении долгосрочных технологических инноваций. Основная масса новых состояний в стране создается сегодня предпринимателями, которые осваивают новую продукцию или новый производственный процесс и публично размещают акции своих предприятий. Естественно, значительное число акций они оставляют себе, что составляет источник их богатства.
Таким образом, за последние десятилетия менеджмент в США был подвержен значительной трансформации, хотя и не столь радикальной, как в Украине. Сейчас прилагается все больше усилий для создания климата, в котором менеджеры, равно как и возрастающее число сотрудников, вели бы себя так, как если бы являлись собственниками компании, укрепляя ее благополучие и конкурентоспособность на долгосрочной основе. Такой подход весьма отличается от существовавшего ранее, когда успешно действующими считались менеджеры, которые добивались максимизации прибыли и стоимости акций компании в краткосрочном периоде. Не все корпорации отказались от такой практики, а значительное их число переключилось на завоевание доли на рынке.