Альтернативы нет. 15 советов властям об энергосбережении

"Инвестгазета" подготовила 15 советов для Кабинета Министров и Верховной Рады, к которым им стоит прислушаться немедленно, иначе экономика Украины не выдержит нынешних цен на энергоносители

Энергосектор Украины оказался совершенно не готов к изменениям ее внешнеполитического курса. Цена на российский газ зашкаливает, а все попытки повысить энергонезависимость терпят фиаско. "Газпром" сумел пока заблокировать поставки значительных объемов реверсного газа через Словакию, планы по строительству LNG-терминала сорвались из-за некомпетентности правительства. Сланцевый газ если и будет найден, то только через 5-10 лет. Альтернативная энергетика требует больших инвестиций и пока что неспособна полностью заменить традиционную. И если наши оппоненты могут всячески препятствовать поиску новых источников энергии, то заставить нас меньше потреблять для них будет сложно.

Энергоемкость украинской экономики в 2,6 раза выше среднего уровня других государств, а удельная газоемкость ВВП в 20 раз превышает немецкую, в 10 — польскую и является самой высокой в мире. У нас есть огромный потенциал для экономии, но при этом реальных энергосберегающих проектов внедряется очень мало и преимущественно — на частных предприятиях.

Все опрошенные эксперты единодушны в том, что ключевую роль в повышении энергоэффективности во всем мире играют органы власти. Они задают правила игры как для государственных и коммунальных активов, так и для частного сектора.

Задача государства в том, чтобы каждый украинец четко знал, что в ближайшие годы тарифы будут расти на столько-то процентов. Тогда каждый сможет планировать свои расходы как на энергоресурсы, так и на энергосберегающие проекты

США столкнулись с проблемами, похожими на украинские, после первого энергетического кризиса 1973 года, когда ОПЕК повысила цены на нефть. До 1970-х энергопродажи росли более чем на 5% в год, к 1990-м правительству удалось замедлить рост до 2%, а в последние годы он почти прекратился. Причем работа продолжается: в 2012 году общий бюджет американских программ по экономии энергии составил $5,98 млрд. против $4,6 млрд. двумя годами ранее. Китай тоже решил сократить энергоемкость — 12-я пятилетка (2011-2015 гг.) предусматривает снижение энергоемкости на 16%, при том, что с 1980-го по 2010 год она упала на 70%. "За последние 20 лет Китай сэкономил столько энергии, сколько потребил", — подсчитал Иван Жак, руководитель проекта Всемирного банка по энергоэффективным городам в Украине.

"Инвестгазета" опросила украинских и зарубежных экспертов и составила список решений, которые стоит рассмотреть при формировании государственной политики в сфере энергосбережения.

1. Повышение тарифов

Колоссальный потенциал сокращения потребления энергии находится в частных домохозяйствах, уверяет Алексей Хабатюк, директор Фонда целевых экологических ("зеленых") инвестиций. Первопричина неэффективного, а часто и расточительного потребления энергии скрывается в низких тарифах на наиболее распространенные энергоресурсы — природный газ и электроэнергию. "Задача государства в том, чтобы каждый украинец четко знал, что в ближайшие годы тарифы будут расти на столько-то процентов", — говорит эксперт. — Тогда каждый сможет планировать свои расходы как на энергоресурсы, так и на энергосберегающие проекты". Как минимум, население начнет следить за счетчиками и не расходовать ресурс зря. А малоимущим помогут адресные дотации.

Повышение цен — один из немногих шагов, на которые решилось нынешнее правительство. С 1 мая розничные цены на природный газ для населения вырастут на 62%, а тарифы на тепло с 1 июня — на 40%. На осень также запланировано повышение цен на электроэнергию.

2. Информирование общественности

По словам замруководителя НТЦ "Психея" Геннадия Рябцева, потребители часто не знают, на чем они могут сэкономить и насколько выгодно вкладывать деньги в энергосбережение. Билборды с текстом "Берегите тепло" неэффективны, поскольку не дают конкретной информации. Вместо этого каждая кампания по повышению тарифов должна сопровождаться адресными рассылками информации о возможности сэкономить. Например, известно, что к цене газа чувствительны, прежде всего, жители частного сектора, использующие газовое отопление. У населения многоквартирных домов оплата газа составляет небольшую статью расходов. Поэтому если через полгода планируется подорожание газа вдвое, стоит подсказать людям, что, обшив свои дома пенопластом, они смогут сократить потребление газа на 50%, а значит, сохранить расходы неизменными.

3. Льготное финансирование

Даже если потребитель понял, что альтернативы энергосбережению нет, у него не всегда найдутся средства на закупку нового оборудования и инженерные решения. Сейчас существует несколько грантовых программ, которые призваны помогать ОСББ и общинам малых городов беречь энергию: этим занимаются USAID, запустивший 11 апреля новый проект объемом в $13,5 млн. Подобные программы есть у Всемирного банка и некоторых крупных украинских корпораций. Однако до сих пор они работали с переменным успехом из-за бюрократических препятствий.

По мнению Алексея Хабатюка, в этом вопросе не обойтись без государственных программ льготного финансирования таких проектов. Здесь помогут льготные кредиты, покрытие части расходов потребителей, компенсации банковских процентов по коммерческим кредитам, налоговые льготы. "Задача государства создать финансовые механизмы и обеспечить их эффективность и прозрачность. Уверен, что, в случае выполнения этих условий средства найдутся — если не внутри страны, то на международном финансовом рынке", — считает эксперт.

4. Финансовые стимулы для бизнеса

С 2008 года в Украине действуют льготы на импорт энергосберегающего оборудования, однако за это время воспользовались этим правом лишь несколько крупных ФПГ. К тому же регулярно возникают скандалы по поводу непрозрачности распределения таких льгот. Если новое правительство сможет сделать упомянутую норму доступной для всего бизнеса — это действительно даст толчок для сокращения потребления энергии реальным сектором.
В будущем к этому инструменту можно будет также добавить льготное кредитование в госбанках, частичное освобождение от налогов и др.

Экономии в металлургической и обрабатывающей отраслях можно достичь большой. В сталелитейной промышленности США развитие когенерации и другие незначительные, но многочисленные изменения позволили сократить энергопотребление на треть. "В Украине перспективы еще лучше, поскольку отечественные заводы на 20-30% менее эффективные, чем американские", — подсчитал Геннадий Рябцев.

5. Новые строительные нормы

Строительные нормы нужно привести в соответствие с понятием энергоэффективности — этот инструмент считает важнейшим Иван Жак. Он приводит пример Дании, где подобные нормы постоянно ужесточаются. "Дания поставила цель вывести энергопотребление зданий в ноль, и уже к 2020 году потребление энергии должно снизиться на 75% по сравнению с 2008-м", — говорит эксперт. Интересен также опыт Польши: там решили отремонтировать с заменой всех инженерных сетей дома, построенные до 1984 года, причем все расходы возложили на товарищества собственников жилья (аналоги наших ОСМД). В ином случае собственника могут даже лишить недвижимости. Проблему низкого дохода семьи решают государственные субсидии. В качестве пряника продумана также система премирования, чем занимается Банк государства Крайова (BGK). Премиальные идут не прямо в товарищества, а на погашение кредита в том банке, который выделил средства на модернизацию здания. Величина премии зависит от того, сколько средств необходимо вложить в реконструкцию здания, чтобы снизить потери энергии на 20%. Интересно, что кредитоспособность заемщика BGK не анализирует, и на условия займа она не влияет.

6. Государственная стратегия переоборудования жилого фонда

В нашей стране есть большое количество зданий, построенных по типовым проектам. И вместо того, чтобы под каждый дом заново разрабатывать проект реконструкции, государство может позаботиться о централизованном создании базы проектов, которые позволят повысить энергоэффективность "хрущевок" и "чешек". Как рассказал "Инвестгазете" профессор Ярек Курнитски, вице-президент REHVA (Федерация европейских ассоциаций отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха), одна из таких программ была принята в начале года в Эстонии. В рамках дорожной карты по энергетике до 2030 года специалисты разработали варианты инноваций для жилых и нежилых домов. В идеале энергосбережение к 2030 году должно составить 8,4%.

7. Энергетический аудит

В Украине это словосочетание можно встретить пока лишь в отчетах крупных корпораций. Однако энергоаудит полезно проводить и для жилого фонда. Именно с него началась программа американского Юго-восточного альянса по энергоэффективности (SEEA). В результате энергетические модификации, внедренные в 16 городах восьми юго-восточных штатов с 2010-го по 2013 год дали 387%-ную ROI. Изначально программа SEEA получила $20,2 млн. инвестиций от министерства энергетики США, которые пошли на домохозяйства и предприятия юго-восточных штатов. В итоге более 6 тыс. зданий жилой и коммерческой недвижимости были подвержены усовершенствованиям, которые принесли $78,3 млн. в региональный бюджет.

8. Учет тепла и индивидуальные графики отопления

Как минимум с 2000 года Иван Плачков, в то время гендиректор "Киевэнерго", обещает, что вскоре потребители забудут о понятии "отопительный сезон". И что тепло они будут себе включать, когда захотят и с какой угодно мощностью. Сейчас Плачков — глава набсовета той же компании. Однако идея его до сих пор не реализована. А между тем жители многих городов весной и осенью задыхаются от жары в квартирах, открывают окна и отапливают улицу. А в сентябре, наоборот, страдают от простуды, потому что в этом месяце часто бывают холода, а отопление никто так рано не включает.

9. Децентрализация систем теплоснабжения

В мире существуют две модели отопления. Одна — "советская", централизованная. Большие ТЭЦ экономят на больших объемах, при этом теряя 30-50% энергии в процессе его доставки по всему городу. Вторая — западная, опирающаяся на малые котельные, у которых себестоимость килокалории высокая, однако потери при транспортировке минимальны.

До недавнего времени компания ДТЭК утверждала, что альтернативы "советской" модели для Украины нет. Но если перед нами стоит задача сократить потребление газа, нам все же придется переходить на локальные источники теплоты с внедрением систем воздушного отопления и газовых воздухонагревателей, считает Геннадий Рябцев. Пока же он советует организовать тепловизионный мониторинг теплотрасс и домов и провести комплексную гидравлическую балансировку сетей.

10. Влияние на коммунальщиков

Продавцы газа, электроэнергии и других коммунальных услуг совершенно не заинтересованы в энергоэффективности — им хочется продавать больше. Это одна из причин того, что Украина до сих пор не продвинулась по пути энергосбережения: продавцы газа всегда имели влияние на нашу власть. А вот многие штаты в США поощряют переход коммунальщиков на альтернативные бизнес-модели. Например, вводят такие правила игры, согласно которым доходы и прибыль коммунальных предприятий отделены от продаж. А власти штата Калифорния поступили проще: приняли постановление, которое требует от коммунальных предприятий снижать спрос своих клиентов на 0,9% каждый год до 2020 года.

11. Реконструкция котельных в мини-ТЭЦ

КПД ТЭЦ, то есть станций, в которых одновременно вырабатываются тепло и электричество, достигает 85%. Это намного выше, чем у обычных тепловых электростанций, вырабатывающих только ток, а также котельных, производящих лишь тепло. В то же время большинство котельных можно превратить в источники обоих видов энергии, уверен Рябцев.

12. Создание госоператора энергоэффективности

Штат Вермонт (США) является лидером государственной программы повышения энергоэффективности благодаря тому, что с 2000 года основал специальное предприятие, которое внедряет энергоэффективные решения в государственном и коммунальном секторах. Эти мероприятия финансируются благодаря специальной надбавке к тарифу, которую платят потребители. "Этот подход помог сберечь 1,7% от объема энергопотребления штата в 2007-м и 2,6% — в 2008 году", — говорит Рэйчел Янг, аналитик АСЕЕЕ (американской ГО, анализирующей проблемы энергоэффективности).

13. Популяризация общественного транспорта

Отказ от личных автомобилей не только снизит количество пробок, но и улучшит платежный баланс государства, ведь нефтепродукты у нас используются преимущественно импортные. "Можно еще начать лучше планировать города, чтобы люди имели возможность жить недалеко от своей работы", — вносит предложение Иван Жак.

14. Введение норм экономии

В США и других странах для производителей автомобилей устанавливают нормы экономии топлива на километр пути — это так называемая CAFE-программа. В ЕС запрещено продавать технику, не отвечающую нормам экономии электроэнергии, в то время как мы до сих пор импортируем из СНГ бытовую технику, которая даже не проходит энергоаудит.

15. Смена экономической модели

"Сколько бы мы ни меняли на заводах котлы и печи, в существующей структуре экономики ожидать значительного скачка в повышении энергоэффективности не стоит", — считает Алексей Хабатюк. Ведь у нас преобладают энергозатратные по своей природе отрасли с низкой добавленной стоимостью: черная металлургия, химическая и добывающая промышленность. Поэтому основной задачей государства, если оно хочет стать энергоэффективным, должно стать стимулирование развития наукоемких отраслей — информационных технологий, точного машиностроения, космической отрасли и других.