Австрийская битва за "Аваль"

При покупке "Райффайзеном" третьего по размерам украинского банка одни только переговоры заняли более полугода. Желание стать лидером на местном банковском рынке заставило австрийскую группу пойти на беспрецедентный шаг — стать публичной компанией и разме

При покупке "Райффайзеном" третьего по размерам украинского банка одни только переговоры заняли более полугода. Желание стать лидером на местном банковском рынке заставило австрийскую группу пойти на беспрецедентный шаг — стать публичной компанией и разместить свои акции на бирже. За кулисами сделки остались жесткая борьба Raiffeisen International и Erste Bank за украинское наследие, а также далеко не последняя роль новой власти в ее завершении

Договор купли-продажи был подписан в субботу, 20 августа, и тогда же появилось сообщение о сделке — по-видимому, для того чтобы не дать поводов для манипуляций на бирже. Несмотря на то что Raiffeisen International (RI) считался с начала года фаворитом в переговорах с акционерами украинского банка, параллельно переговоры велись также с другим финансовым институтом из Австрии — Erste Bank. Именно его участие и привело к тому, что первоначальная цена в $600-650 млн. выросла ориентировочно в полтора раза. Сейчас стороны отказываются называть цену продажи 93% акций, хотя причины такой таинственности непонятны — австрийский банк обязан указать ее в квартальной финансовой отчетности. Кроме того, по аналогичной цене будут выкупаться акции "Аваля" у миноритариев. Пока что оценки, которые появляются в австрийской и украинской деловой прессе, колеблются в диапазоне от $860 млн. до $1,05 млрд. Такую разницу в цифрах можно объяснить тем, что часть денег запланировано направить на рост капитала и первоочередные инвестиции. Фактически на покупку "Аваля" пришлось потратить большую часть из $1,36 млрд., полученных от IPO акций банка, которое прошло весной этого года.

В любом случае сделка по поглощению "Аваля" стала крупнейшей на украинском рынке M&A, превысив рекордную сумму в $780 млн., которая была заплачена за "Криворожсталь" консорциумом "ИМС".

О том, что RI не поскупился, свидетельствует и тот факт, что до последнего времени ориентиром для рынка считалась норма, когда соотношение цены покупки и капитала банка (Price/Book Value) не превышает 1,5. И хотя было понятно, что цена "Аваля" будет включать премию за лидерство на рынке, ее размеры оказались довольно-таки внушительными. Так, если принимать во внимание стоимость банка в $1,1 млрд., получается, что коэффициент составил 3,7. Этот показатель продажи "Аваля" оказался значительно больше, чем даже у российского "Сбербанка", где P/BV составляет 2,5 (если судить по капитализации лидера банковского рынка в РФ). Кстати, цена продажи "Дельта Банка" французской SocGen, состоявшаяся менее месяца назад, в расчете на капитал составила все те же 2,5.

Свой резон считать деньги имеют и фондовики — история продажи украинского банка довольно долго будоражила финансовый сектор Украины. Об этом говорит хотя бы факт роста стоимости акций "Аваля" — на начало переговоров капитализация банка составляла около $400 млн. Примерно за полгода (т. е. с февраля по август, когда была завершена сделка) стоимость акций украинского банка выросла как минимум в 2 раза. Истинная стоимость "Аваля" станет известной, когда австрийский Raiffeisen International сделает предложение о выкупе акций у миноритарных акционеров, которым принадлежит 7%. На момент сдачи номера, такое предложение собственникам еще не поступало. Между тем, украинские инвесткомпании, которые успели скупить акции на волне инсайдерской информации еще в начале года, уже нетерпеливо подсчитывают прибыль. Впрочем, некоторые из них готовы ждать еще три года до того момента, когда акции "Аваля" будут подлежать обмену на акции объединенной компании.

Если верить последнему опубликованному отчету банка, государственному "Укртелекому" все еще принадлежит 1,31% (когда-то "Укртелеком" вместе с "Укрпоштой" владели контрольным пакетом акций "Аваля"). Может быть, этим объясняется то, что основные претенденты — Raiffeisen International и Erste Bank — встречались с высшим украинским руководством по поводу покупки банка. И если RI пришлось привезти в Киев на встречу с Президентом Виктором Ющенко весь топ-менеджмент, то руководство Erste общалось с главой государства у себя на родине, где Президент пребывал с официальным визитом. Кстати, тогда пресс-служба В. Ющенко сообщила, что Erste интересуется приватизацией "Ощадбанка", хотя уже тогда команда банка работала в Киеве над аудитом "Аваля".

Согласование сделки с Президентом является обычной практикой при покупках подобного рода. Во всяком случае, Герберт Степич, представитель австрийской стороны, после подписания документов заявил, что они ожидают завершения сделки до 15 сентября.

Теперь перед сторонами стоит довольно нелегкая задача объединения в Украине двух банковских структур — непосредственно "Аваля" и "Райффайзенбанка Украина". Как сообщается, процесс поглощения займет три года, а до этого банки будут действовать как отдельные структуры.