"Автогражданке" быть!

Верховная Рада отказалась отменить обязательное страхование гражданско-правовой ответственности. Страховщики продолжают наращивать объемы "автогражданки", надеясь до конца 2005 года застраховать до 80% украинских водителей

Верховная Рада отказалась отменить обязательное страхование гражданско-правовой ответственности. Страховщики продолжают наращивать объемы "автогражданки", надеясь до конца 2005 года застраховать до 80% украинских водителей

Пока противники закона об обязательном страховании автовладельцев пытались устроить "салатовую" революцию в парламенте, у автостраховщиков была горячая пора. Осмотрительные украинские автовладельцы, особо не уповая на отмену закона об "автогражданке", страховали свои автомобили в последний момент. Последние две недели автостраховщикам приходилось выходить на работу даже в выходные дни. Спрос на полисы был сумасшедшим. Как отмечали сами же страховщики, клиенты выстраивали свои авто возле офисов страховых компаний в несколько рядов. Пиковые продажи полисов ОСАГО наблюдались 31 марта, 1 и 4 апреля. Мотивацией для украинских автолюбителей стало не столько желание обезопасить себя от рисков значительных финансовых потерь в будущем, сколько реальная угроза быть оштрафованным. Впрочем, относительно небольшая сумма штрафа (около 7-18 грн.), а также заявления со стороны "гаишников" о том, что наличие полиса будет проверяться только в случае нарушения автомобилем правил дорожного движения либо при подозрении угона автомобиля, сделали свое неблагодарное дело. Хотя в начале 2005 года прогнозировалась продажа 1-2 миллионов полисов ОСАГО до 1 апреля, фактически за этот период было реализовано около 400 тысяч полисов.

Как и прогнозировалось, лидером продаж полисов ОСАГО стала компания "Оранта", заняв около 45-50% рынка. По оперативным данным компании, наиболее активными страхующимися оказались жители центральных и южных областей. Впрочем, в самой компании достигнутыми показателями не очень довольны. Результатом накала политических страстей вокруг закона об "автогражданке" стало значительное уменьшение объемов продаж, а в некоторых компаниях способствовало расторжению уже заключенных договоров. Впрочем, по достижению консенсуса в вопросе "автогражданки" страховщики прогнозируют, что до конца года застрахуются около 80% украинских автовладельцев (около 7 миллионов выданных полисов). Если прогноз сбудется, то в некоторой степени украинские страховщики "обставят" российских, где результат 70% застрахованных был достигнут по истечению двух лет действия закона. Это при том, что стимул для страхования в виде штрафа у российских автомобилистов выше, нежели у украинских. В России штраф за отсутствие полиса приравнивается к штрафу за вождение без прав, что в переводе на украинскую валюту составляет около 150 грн. В свою очередь, украинские страховые компании пытаются "взять" автолюбителя хорошим сервисом и доступной ценой. Если в России полис можно оформить только на год, в Украине полис ОСАГО выдается на срок от 15 дней. Украинский пенсионер, выезжающий на машине только на дачу, сможет получить двухнедельный полис всего за 7 грн. 76 коп., при условии продолжительной безаварийной эксплуатации он будет стоить вообще 3 грн. 88 коп. Можно оформить и трехмесячный полис (как раз на летний период), который обойдется в сумму чуть больше 20 грн. Учитывая наличие льгот и возможность вариации сроков страхования, специалисты НАСК "Оранта" отмечают, что средняя стоимость полиса составляет сумму около 200 грн. Правда, пока для пенсионеров существует льгота, если объем двигателя автомобиля не более 1,6 литров. Но, как отметил председатель правления НАСК "Оранта" Олег Спилка, в комитете ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности есть законодательная инициатива о повышении данного показателя до значения 2,5 . В "Оранте" клиентам "автогражданки" обеспечивают 24-часовую "поддержку". Существует специальный центр, куда клиент может бесплатно звонить и днем, и ночью. В случае ДТП сотрудники центра вызывают на место аварии представителей ГАИ, при необходимости — скорую помощь, эвакуатор и аварийного комиссара, который консультирует и отстаивает интересы водителя.

Впрочем, как вид страхового бизнеса "автогражданка" довольно убыточна. Более того, по расчетам украинских специалистов, с годами убыточность повышается и к третьему году действия закона может достигнуть 100 процентов. Данный вывод подтверждается и в прогнозах российских коллег, которые считают, что к 2006-2007 гг. выплаты российских страховых компаний могут сравняться со взносами. Несмотря на это, в "автогражданку" украинские страховщики уже успели инвестировать более 100 млн. грн. Как пояснил Олег Спилка, обязательное страхование гражданско-правовой ответственности дает возможность страховым компаниям выйти за рамки довольно узкого на сегодняшний день рынка. Для страховых компаний важно переломить психологические барьеры и ложные установки, которые годами складывались в отношении страхования. До введения "автогражданки" продавать полисы физическим лицам, которые не нуждались в корректировке показателей прибыли, было довольно сложно. Масштабные рекламные акции и развитие агентской сети требовали значительных финансовых вложений при довольно незначительной отдаче. Сейчас розничное страхование имущества развивается динамичней: приходя за полисом ОСАГО, клиент частенько прикупает и имущественную страховку, благо тариф копеечный.

На прошлой неделе нашумевший документ Богдана Губского об отмене "автогражданки" так и не был принят. Теперь обходиться без страхового полиса имеют право только участники боевых действий и инвалиды 1-ой группы, которые лично водят машину. Отказ отменить норму обязательного страхования гражданско-правовой ответственности Верховной Радой вполне закономерен. По оценкам страховых компаний, ежегодные убытки лишь от повреждения машин составляют более 2 млрд. грн., убытки государства от ДТП — 10 млрд. грн. Почти каждый третий водитель не способен компенсировать убытки от случившейся по его вине аварии. На Верховную Раду повлияли и увещевания Кабмина, который напомнил депутатам, что, отменив "автогражданку", Украина потеряет столь перспективное членство в системе международного автострахования "Зеленая карта". Также "автогражданка" являлась одним из условий вступления в ЕС и ВТО. Если бы "автогражданку" отменили, полисы "Зеленой карты" украинским водителям пришлось бы покупать у иностранных компаний, что обошлось бы им на порядок дороже.