Без будущего

Конфликт на Кременчугском НПЗ обесценивает последний значимый актив государства в нефтеперерабатывающей отрасли.

Конфликт на Кременчугском НПЗ обесценивает последний значимый актив государства в нефтеперерабатывающей отрасли.

Чем дольше затягивается спор за контроль над Кременчугским НПЗ, тем больше вероятность, что будущему победителю достанется хоть мало-мальски стоящий актив. Завод, на который опиралось государство как на инструмент стабилизации топливного рынка страны, с каждым годом теряет свой финансовый и производственный потенциал. Ухудшение показателей предприятия особенно четко прослеживается начиная с 2004 года, когда, по инициативе татарских акционеров, был уволен с должности председателя правления Павел Овчаренко. Три года ушло на то, чтобы Овчаренко получил юридические основания вернуться на Кременчугское НПЗ.

Миллионные убытки, миллиардные долги и прекращение поставок нефти на предприятие со стороны татарских акционеров в знак протеста против смены менеджмента 19 октября 2007 года — это та основа, с которой придется начинать реанимацию предприятия. Овчаренко уверен, что затянувшийся конфликт будет разрешен после того, как акционер "Укртатнафты" — компания "Татнефть" — узнает о текущем финансовом положении предприятия. По его словам, последние три года компания методично доводилась до банкротства, реализуя схемы с участием посредников. "Впервые за шесть лет убытки компании за три квартала составили $127 млн. По плану до конца года убытки должны были составить 400 млн. грн.", — говорит Овчаренко. По словам менеджера, в начале октября компания перешла на давальческие схемы, позволяющие сократить выручку предприятия в десятки раз, и за три года его кредиторская задолженность выросла в четыре раза — до 3,7 млрд. грн.

На пороге клинической смерти

Начиная с 2004 года в деятельности АО "Укртатнафта" наблюдаются две парадоксальные тенденции — рост валового дохода на фоне падения чистой прибыли. Соответственно, стремительно падает рентабельность компании.

Это обусловлено несколькими объективными причинами. Первая — неэффективная сбытовая политика, которая строится на привлечении посредников. В течение последних трех лет весь сбыт кременчугской продукции находится в руках ООО "Новойл", контролируемого "Татнефтью". Завод ведет торговлю лишь отдельными специфическими немассовыми продуктами нефтепереработки — битумом, авиакеросином, маслом и смазкой и т. д. Таким образом, "Укртатнафта" работает фактически как цех по переработке нефти, тогда как все финансовые и товарные потоки сосредоточены в руках посреднических структур. Например, чистый доход "Укртатнафты" в 2006 году составил 13,7 млрд. грн., в то время как чистая прибыль — всего 20,4 млн. В свою очередь доход "Новойл" в 2006 году составил 10,5 млрд. грн., прибыль — 101 млн., то есть впятеро больше, чем у "Укртатнафты".

Помимо низкоэффективных для "Укртатнафты" финансово-товарных схем, одной из причин снижающейся прибыльности предприятия является увеличивающееся техническое отставание от других украинских НПЗ и требований времени в целом. Низкое качество продукции ограничивает рынок сбыта Украиной, а экспорт данной продукции попросту нерентабелен. С 2001 года на заводе не было введено ни одной новой технологической установки, финансирование ограничивается лишь ремонтными и профилактическими работами. По данным источников на предприятии, техническое состояние некоторых важных установок не просто неудовлетворительное, но и опасное.

Между тем основной конкурент "Укртатнафты" на внутреннем рынке — ЗАО "ЛИНИК" (контролируется "ТНК-ВР") уже освоило промышленное производство низкосернистого дизельного топлива, за последние годы ввело три новые технологические установки. Одесский НПЗ, запуск которого ожидается в конце октября, будет выпускать бензин и дизтопливо по европейским спецификациям не ниже Евро-3.

Несмотря на небывалую актуальность проектов реконструкции и модернизации, предприятие теряет свой кадровый потенциал. Осенью 2006 года свои посты были вынуждены покинуть два ключевых технических специалиста НПЗ — главный инженер Сергей Лейтар и зампредседателя правления по производству и капстроительству Сергей Кошелюк.

Татарский акционер "Укртатнафты" — АО "Татнефть" — в 1994-2006 годах не выполнило инвестиционные обязательства по поставкам нефти на Кременчугский НПЗ в объеме 66 млн. тонн на сумму $2,53 млрд. Согласно договоренностям, достигнутым при создании СП ЗАО "Укртатнафта", "Татнефть" должна была поставлять в Кременчуг восемь миллионов тонн нефти в год. В действительности же за все время наибольший годовой объем поставок не превысил 5,2 миллиона тонн нефти. В результате простои для Кременчугского НПЗ стали обычным делом. Понятно, что все это соответствующим образом сказывалось на финансовых результатах деятельности предприятия — убытки, недоплаты в бюджеты различных уровней, штрафы со стороны налоговой. А самое главное, основная идея создания "Укртатнафты" состояла в том, чтобы розничный рынок нефтепродуктов Украины получил существенное товарное насыщение, чтобы цены не были подвержены сезонным и спекулятивным колебаниям. Все это по вине татарских акционеров предприятия так и осталось намерениями. Практические результаты этого вылились в рост цен на бензин в Украине. Помимо объективной составляющей — увеличения стоимости нефти на международных рынках, скачок цен имеет еще одну причину — государство не смогло в полной мере реализовать планы создания стабилизационного резерва нефтепродуктов. Причина — входящий в "Укртатнафту" Кременчугский НПЗ, в котором государство является крупным собственником, сорвал эти планы. Производить товарные интервенции на рынке нефтепродуктов государство не имеет возможности.

Возвращение контроля

Очередной виток многолетнего конфликта акционеров "Укртатнафты" может закончиться катастрофическими последствиями для предприятия. Если срочно не начать его оздоровление, государственный контроль над Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом будет безвозвратно утрачен. Это грозит полной дестабилизацией рынка нефтепродуктов Украины, дефицитом бензина и дизельного топлива и очередным витком инфляции.

А пока Кременчугский нефтеперерабатывающий завод начал активные поиски новых поставщиков нефти. Компания сейчас ведет переговоры с "ТНК", "Роснефтью", "Лукойлом", "Сургутнефтегазом" и другими российскими компаниями. При этом работа предприятия не остановилась из-за перебоев с сырьем. Поставки нефти на завод сейчас осуществляет отечественная компания "Укрнафта".

"Предприятие работает со сниженной нагрузкой", — объясняет Овчаренко. По его словам, существующие на НПЗ запасы нефти (200 тыс. тонн) дают предприятию возможность работать еще 12 дней. На ноябрь "Укртатнафта" планирует закупить 300-350 тыс. тонн нефти российского происхождения, а также 150-200 украинской нефти, купленной на аукционе, а также поставленной по прямому контракту с компанией "Укрнафта".