Бизнес подбирает ключи к чиновникам

Сегодня термин "лоббирование" приобретает все новые формы. Относительно недавно предприятия создавали отраслевые объединения — лиги и ассоциации — для того, чтобы отстаивать свои интересы во власти. Теперь крупные компании пытаются действовать самостоятел

Сегодня термин "лоббирование" приобретает все новые формы. Относительно недавно предприятия создавали отраслевые объединения — лиги и ассоциации — для того, чтобы отстаивать свои интересы во власти. Теперь крупные компании пытаются действовать самостоятельно и специально создают кадровую единицу, отвечающую за связи с органами власти

В лексиконе отечественных специалистов по связям с общественностью (PR) всего несколько лет назад появился термин government relations (GR) — сотрудничество с государственными органами. Многие эксперты утверждают, что GR-менеджеры крупнейших компаний Украины принимают участие в разработке законопроектов, указов и иных документов, убеждают представителей власти в необходимости какого-либо шага. Парламентарии, в свою очередь, владеющие навыками government relations, продвигают законы на государственном уровне.

Но это, скорее, описание функций отраслевого GR-менеджера, такого, например, как президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко или президент Ассоциации СОВАТ (Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака) Вячеслав Сокерчак. Работа (равно как и ее результаты) рядового сотрудника по связям с госорганами, простого джиарщика — гораздо прозаичнее. Специалист по связям с власть имущими занимается налаживанием открытых контактов менеджмента предприятия с чиновниками, оценкой и прогнозами возможных изменений в руководстве регулирующих и контролирующих органов. В своей работе джиарщик зачастую активно взаимодействует со средствами массовой информации. Этот специалист работает над формированием образа лояльной к народу и правительству компании.

Свой среди своих

Обязательная черта специалиста по связям с органами власти — великолепное знание деловодства.

"Такая служба нам крайне необходима, потому что работа GR-менеджера значительно упрощает все процедуры общения с государством, — рассказывает менеджер по связям с общественностью компании "Метро Кэш энд Кэри Украина" Татьяна Бабенко. — В нашей компании этим занимается Петр Кабан, директор по связям с государственными структурами. Он более 40 лет проработал в госструктурах и превосходно знает этикет и правильное написание писем и запросов к чиновникам. Их стиль значительно отличается от бизнес-письма".

Чаще всего одной "перепиской" общение с госорганами не ограничивается. Поэтому в обязанности GR-менеджера входит еще и умение организовать встречу с первыми лицами местной власти — мэрами, губернаторами, депутатами и т. д.

Как правило, непосредственно личный контакт с высокопоставленными чиновниками имеет только высшее руководство предприятий. "Для решения насущных проблем компании из Москвы прилетают наши топ-менеджеры", — пояснил представитель одной из крупнейших нефтяных компаний, пожелавший остаться неназванным. По его утверждению, никакой "крамолы" в таких встречах быть не может: "Проводятся официальные рауты с представителями правительства, чиновниками. Эти события широко освещаются в прессе".

Во имя успеха, как утверждают сами джиарщики, им приходится использовать все случаи, чтобы неформально общаться и поддерживать личные отношения с чиновниками. Но, как они заверяют, общение проходит вне интересов бизнеса. "В процессе работы мы вынуждены контактировать с властями, но эти отношения односторонние — предоставление информации и оказание знаков внимания (например, поздравления с праздниками — ред.)", — объясняет Юлия Кажарская, бренд-менеджер международного автомобильного холдинга "Атлант-М" в Украине.

Как утверждают все без исключения GR-специалисты, с которыми нам довелось пообщаться, кулуарные договоренности уходят в прошлое. Более того, никто из наших собеседников не признался, что ему приходится давать чиновникам взятки или хотя бы что они сами намекали ему решить вопрос за определенную мзду. "Здесь нет откатов, — заверил нас и чиновник, председатель Львовской областной государственной администрации Петр Олийнык. — Ни в районной администрации, ни в областной. Мы как госслужащие идем навстречу, за это мы и получаем заработную плату, и немаленькую — я, например, 15 тыс. грн.".

Социальная ориентация — обязательное условие взаимопонимания

Сейчас чиновники просят крупные компании содействовать не их благополучию, а, например, развитию культуры и образования. Очень часто за право получить в аренду или купить землю компании берут на себя официальные "соцобязательсва" — благоустраивают территорию, проводят газопроводы, реставрируют музеи. По словам Юлии Кажарской, в обязанности GR-менеджера входит проведение социально ориентированных акций. "И мы их проводим. Но не для чиновников, хотя это их работа. Все наши мероприятия социально ориентированы. К примеру, мы спонсировали несколько состязаний по альпинизму, финансировали детский джазовый фестиваль и многие другие проекты", — говорит г-жа Кажарская.

GR и PR — два в одном

Конечно, не стоит думать, что корпорации в рамках GR занялись откровенной благотворительностью. Каждый спонсорский проект, пусть это даже поддержка социальных программ и благотворительных конкурсов, является пиаром компаний. Поэтому, чтобы получить от сотрудничества с государством максимальную выгоду, GR- и PR-менеджмент в компаниях обычно осуществляет одно и то же ее подразделение. Более того, на большинстве крупных предприятий, опрошенных "Инвестгазетой", отвечали, что government relations курирует всего один специалист.

"В нашем, на первый взгляд, большом холдинге работа по взаимодействию с органами власти в отдельное подразделение не вынесена. Соответственно, и в отдельный бюджет тоже. Все функции по GR-менеджменту в холдинге выполняет бренд-менеджер. А в четырех независимых компаниях, входящих в холдинг, в службах маркетинга работает еще по одному такому специалисту", — говорит Юлия Кажарская.

Отдельной кадровой единицей может похвастаться далеко не каждая компания. К примеру, в компании "Кормотех" "функции GR-менеджера выполняют руководители завода", — отметил директор предприятия Ростислав Вовк. Нет специалистов, которые бы занимались только взаимодействием с органами власти, в компаниях и среднего и даже крупного бизнеса.

Как оказалось, даже такая крупнейшая корпорация, как "Систем Кэпитал Менеджмент" (СКМ), только сейчас формирует полносервисную службу по связям с общественностью. "Безусловно, связям с госструктурами (GR) будет уделено большое внимание как одному из наиболее важных направлений работы нашего департамента, — сообщили нам в компании. — Однако сейчас, как мы считаем, еще рано давать какие-либо подробные комментарии по этому вопросу".

В других крупнейших компаниях считают, что направление связи с госструктурами никто не сможет вести лучше, чем ушедшие на депутатские хлеба собственники и руководители.

Слободян — джиарщик "Оболони"

В 1997 году глава правления ЗАО "Оболонь" Александр Слободян был избран народным депутатом Украины, а в 2002 году вновь получил мандат парламентария (седьмой номер в списке "Нашей Украины"). С 1998 года, в соответствии со статусом народного депутата, он является президентом ЗАО "Оболонь" на общественных началах.

Как утверждает начальник отдела связей с общественностью компании Оксана Пирожок, "Оболонь" в лице Слободяна имеет не только профессионального топ-менеджера, но и влиятельного практика в сфере GR-коммуникаций. Топ-менеджер является наиболее эффективным лоббистом интересов компании, в частности, во властных структурах. Немаловажен и тот факт, что он представляет партию, имеющую свою фракцию в парламенте, а значит, и большие возможности влияния. Нетипичность состоит в том, что сложившаяся на "Оболони" ситуация вполне прозрачна, в отличие от распространенной практики, когда политики не декларируют свою причастность к бизнесу.

В подтверждение эффективности Слободяна как GR-специалиста Оксана Пирожок приводит недавний случай, когда инициатива правительства Юлии Тимошенко по повышению тарифов на воду не была воплощена благодаря активной позиции Александра Слободяна. Данная история имеет продолжение в юридической плоскости (постановления правительства 30 августа упразднены в судебном порядке), что также является примером цивилизованного разрешения споров между бизнесом и государством.