Бюджет под выборы

Народные депутаты, большинство которых рьяно критикуют проект госбюджета на 2006 год, проголосовали за него в первом чтении. Разгар борьбы ожидается на втором этапе рассмотрения документа. Единственное, что может сделать правительство, — это отобрать самы
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Народные депутаты, большинство которых рьяно критикуют проект госбюджета на 2006 год, проголосовали за него в первом чтении. Разгар борьбы ожидается на втором этапе рассмотрения документа. Единственное, что может сделать правительство, — это отобрать самые важные предложения депутатов и хотя бы частично удовлетворить их

Принятие бюджета всегда было проблемным и сопровождалось конфликтами. Но, судя по всему, утверждение "главной сметы страны" на следующий год переплюнет по конфликтности все предыдущие "бюджетные роды". По своей сути документ мало чем отличается от своего собрата на 2005 год. Хотя в нем намного меньше новаций для бизнеса, к тому же в прошлом году более популистский документ был принят более или менее в срок — 23 декабря.

Тогда, несмотря на политический кризис, депутаты оперативно утвердили прогнозы роста ВВП в 2005 году в 6,5%, и инфляции 8,7%. А 25 марта, окрыленные призывами президента "идти навстречу людям", приняли изменения к бюджету. Доходная часть была увеличена на 20 млрд. грн. Дополнительные доходы получили за счет отмены льгот для СЭЗов и прочих преференций для промышленников. Правда, тогда президент заверил, что такой суперсоциальный бюджет будет только один раз, что нужно поддержать людей, а, мол, потом, в следующем году, займемся ростом экономики.

Проект никому не понравился

Не вышло. Проект бюджета на 2006 год был слишком похожим на бюджет-2005. Представляющие интересы отраслевых групп депутаты были в шоке. Ведь ожидания хотя бы частичного возвращения льгот оказались тщетными. Не понравился проект бюджета и тем, кто не представляет интересы промышленности, но зато "за народ". Проект урезает некоторые соцпрограммы ввиду замедления роста экономики. Это касается и одноразовой помощи при рождении ребенка и выплат детям войны, соцпомощи многодетным семьям и т. д.

"Правительственный проект — это полный абсурд. Ведь он сокращает соцпомощь ветеранам и инвалидам войны в семь раз. Голосовать за такой закон нельзя", — заявлял народный депутат Богдан Губский. "Проект бюджета — один из самых плохих за последнее время. В нем нет никаких стимулов для развития экономики", — вторил ему Валерий Пустовойтенко.

Депутаты закрыли глаза на недостатки

Тем не менее, Верховная Рада 1 ноября приняла проект бюджета на 2006 год в первом чтении. "За" проголосовали 270 депутатов. На решение депутатов скорее всего повлияло заявление спикера Владимира Литвина: "Судя по ходу разработки бюджета, правительство делает все, чтобы его не принимать. Если мы не принимаем бюджет до Нового года, Кабмин будет иметь все основания возложить всю вину на нас", — заявил он. Документ был утвержден с учетом дополнений бюджетного комитета. Правительство должно учесть депутатские доработки при подготовке закона во втором чтении. Однако с большинством поправок Рады правительство в корне не согласно.

Основное противоречие — предел дефицита бюджета. "Хоть бюджетный комитет отказался от предложений дефицита в 3%, но нас это все равно не устраивает. Ведь в комитете предложили просто увеличить дефицит. А с учетом всех поправок дефицит будет составлять 16% от ВВП, то есть 80 млрд. грн.", — заявил депутатам Пинзеник. По его словам, на покрытие такого дефицита не хватило бы денег от продаж нескольких заводов "Криворожсталь".

У Людмилы Супрун цифра дефицита в 80 млрд. грн. вызвала недоумение. "Мы согласились на дефицит в 2% от ВВП взамен на учет предложений депутатов, которые не должны превышать дефицит в 3%. При чем здесь 16%, я не понимаю", — сказала Супрун. По ее словам, если и в дальнейшем правительство будет подставлять парламент, принимать бюджет во втором чтении будет еще труднее, чем в первом.

И. о. главы комитета считает, что именно правительство увеличивает дефицит бюджета, преждевременно начиная растрачивать деньги, вырученные от приватизации комбината "Криворожсталь".

Второе чтение будет жарким

Второй этап рассмотрения бюджета будет жарче, чем первый. Как сообщил "Инвестгазете" народный депутат Владимир Майстришин, именно во втором чтении будет разгораться наибольшая борьба за бюджет. "Ведь будет вестись постатейное обсуждение. А проблемных вопросов очень много", — сказал нардеп. Прежде всего, они касаются дотаций местному бюджету, а также финансирования отраслевых программ. По его словам, бюджет примут лишь в том случае, если Кабмин решится на увеличение дефицита, чтобы покрыть возможные дыры в местных бюджетах. Доработанный проект министр финансов должен подать не позднее 15 ноября. Рада приступит к его рассмотрению после 20 ноября.

Министр финансов, похоже, склоняется к компромиссу. В правительстве готовы рассматривать вопросы увеличения затрат на АПК, а также рост дотаций местным бюджетам. Однако пока Виктор Пинзеник согласен на рост дефицита до 2,2% от ВВП. Возможно, Раде удастся раскрутить его на большую цифру. Вот и глава Верховной Рады Литвин на днях призвал не вызывать панику вокруг роста дефицита бюджета. "Дефицит в 3% это не смертельно. Ведь если деньги направлены на экономику, эта брешь будет закрыта дополнительными поступлениями от роста производства", — считает спикер парламента.

Теперь главная задача правительства — отобрать самые важные предложения депутатов и хотя бы частично удовлетворить их. Но согласятся ли с этим сами народные избранники? Ведь время выборов уже на носу, а предвыборные обещания все они уже раздали.

Основные параметры бюджета-2006

Статьи

Сумма

Доходы бюджета

118,7 млрд. грн.

Расходы бюджета

127,4 млрд. грн.

Предельный размер дефицита

9,8 млрд. грн. (1,9% от ВВП)

Прогноз роста ВВП

7%

Прогноз инфляции

8,7%