Бюджетный апгрейд

Как и следовало ожидать, бюджет-2004 пришлось "подлатать". Если точнее, то его увеличили, хотя и не настолько, как требовала оппозиция. Причиной пересмотра послужили высокие темпы экономического роста и рекордные для последних лет поступления от приватиза
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Как и следовало ожидать, бюджет-2004 пришлось "подлатать". Если точнее, то его увеличили, хотя и не настолько, как требовала оппозиция. Причиной пересмотра послужили высокие темпы экономического роста и рекордные для последних лет поступления от приватизации

Поскольку сам бюджет на этот год принимался "оптом", без необходимого в таких случаях подробного разбора статей, неудивительно, что впоследствии всплыло множество недостатков документа. Устранить их был призван печально известный законопроект №4000-1, принятый парламентом, но ветированный президентом. В мае нынешнего года Раде удалось ликвидировать лишь самый острый "прокол", а именно невозмещение НДС аграриям. Остальные же недостатки никуда не девались. Вдобавок темпы экономического роста существенно превысили ожидания — вместо заложенных в бюджете 4,8% первые пять месяцев продемонстрировали 11,3%. По этому поводу Виктор Ющенко, Виктор Пинзеник и Сергей Терехин даже составили законопроект, посвященный "срочным мерам по распределению скрытых доходов" бюджета-2004. Однако 122 голоса из НУ, СПУ и БЮТ оказалось явно недостаточно для того, чтобы "вывести на чистую воду" десятки миллиардов.
Впрочем, увеличить бюджет не против был и сам Кабмин. Во всяком случае, ранее он пересмотрел свой прогноз темпов экономического роста, повысив его до 9,5%. Собственно, проголосованный 243 голосами законопроект по увеличению бюджета — правительственный. Согласно документу, доходы увеличены на 4,5 млрд. грн., расходы — на целых 8 млрд. Поступления по налогам вырастут на 2,5 млрд. грн., доходы иного характера (в том числе тарифы на импорт/экспорт) — на 1,8 млрд. Таким образом, увеличен и дефицит, финансируемый за счет заимствований и приватизации. Для займов (особенно внешних) сейчас не самые лучшие времена, чего нельзя сказать о разгосударствлении имущества. Напомним, что на прошлой неделе ФГИУ продал "Криворожсталь" за 4,26 млрд. грн. Это позволило увеличить планируемые поступления от приватизации с 2,1 до 5,2 млрд. грн. Фактически депутатам осталось просто констатировать свершившийся факт. В 2001 и 2002 годах все было наоборот, когда ожидали 6 млрд., а получали, соответственно, 2 и 0,5. Видимо, сказываются скорые выборы.
Отдельного внимания удостоился Национальный банк, который должен перечислить в казну 1,209 млрд. грн. вместо 500 млн. грн., что, впрочем, не должно его огорчать. Дополнительные доходы появятся у центробанка в результате выплат правительством старых долгов. Речь идет о $133,2 млн. процентов по валютным кредитам, предоставленных НБУ еще в 1994 — 1996 годах. Правда, часть этих средств будет потрачена "по делу": уставный фонд "Ощадбанка" увеличат на 100 млн. грн., "Укрэксимбанка" — на 80 млн., и еще 50 млн. пойдут на создание государственной ипотечной компании. Расплачиваться по основной сумме долга ($1,18 млрд.) Кабмин пока что не планирует, хотя погашение этого обязательства вполне можно было оформить точно таким же образом (а не растягивать до 2035 года). Поскольку "прибыль" НБУ и доходы бюджета — по сути, почти одно и то же, чем-то эта операция напоминает "деньги из тумбочки". Напомним, что прошлым летом правительство приобрело у Нацбанка имущество банка "Украина" примерно за полмиллиарда гривень, но эти деньги поступили обратно в бюджет.
Осталось выяснить, на что же будут потрачены изысканные средства. Хотя в выборный год тайны в этом никакой быть не может. Как несложно догадаться, львиная доля денег (по словам Виктора Януковича, свыше 70%) выделена на увеличение расходных статей социального характера. К примеру, 1,5 млрд. грн. направлено на повышение с 1 сентября минимальной зарплаты с 205 до 237 грн., причем с восстановлением тарифной сетки. Далее (в порядке уменьшения) следуют: компенсация подоходного военнослужащим (500 млн.), компенсации "чернобыльцам" (360 млн.), повышение стипендий (280 млн.) и повышение пенсий военнослужащим (170 млн.). Кроме того, предусмотрено повышение зарплат учителям, врачам и работникам культуры в селе (на что выделяется 160 млн. грн.), пособий вдовам военнослужащих (100 млн.) и родившим ребенка (50 млн.). Из других расходов стоит упомянуть финансирование госпредприятий, села, обороны, судебных и правоохранительных органов.
Несмотря на обилие "лишних" денег, государство (в отличие от НБУ) расплачиваться по реальным долгам пока не спешит. Голосованием за отдельный законопроект депутаты одобрили предложение правительства продлить практику выпуска НДС-облигаций еще на полгода. Теперь реструктуризация будет касаться также задолженности государства по возмещению НДС, которая сформировалась за период с 1 ноября 2003 года по 1 июня 2004 года. По словам Виктора Пинзеника, государство опять "простило" экспортерам свои долги. Дело в том, что эти ценные бумаги оказались не весьма привлекательными для самих компаний, что в свое время признавал и Леонид Кучма. Как сообщал замминистра финансов Анатолий Шаповалов, по состоянию на начало лета эмиссию осуществили на 934 млн. грн., но фактически собственники получили 260 млн. Несмотря на это, правительство решило продолжить реструктуризацию. Директор департамента Минфина по управлению госдолгом Галина Пахачук пояснила это тем, что на самом деле из предполагаемых 1926 млрд. грн. около половины задолженности сформировалось после 1 ноября прошлого года. Правда, нововведение коснулось не всех: повезло экспортерам пшеницы, ржи и их смесей.