Бюджетный экспресс

Юлия Тимошенко продолжает собирать аншлаги сторонников-депутатов на голосовании правительственных законопроектов в парламенте. Поправки в бюджет поддержали 376 нардепов, а в субботу правительство, по словам Юлии Тимошенко, занялось "балансировкой показате

Юлия Тимошенко продолжает собирать аншлаги сторонников-депутатов на голосовании правительственных законопроектов в парламенте. Поправки в бюджет поддержали 376 нардепов, а в субботу правительство, по словам Юлии Тимошенко, занялось "балансировкой показателей бюджета". Как находили компромисс представители законодательной и исполнительной власти в пятницу видели корреспонденты "Инвестгазеты"

Задача перед членами правительства стояла очень непростая, поэтому не стоит удивляться, что атмосфера в сессионном зале была накаленной. Депутаты на просьбы Владимира Литвина успокоиться обращали мало внимания и никак не хотели занимать свои места, то и дело совершая "променад" в правительственную ложу. Многие из них жаловались, что времени, отведенного на ознакомление с предложенным законопроектом, было крайне мало. Так, Леонид Черновецкий вообще обозвал данный документ "макулатурой" и заявил, что его последний экземпляр он еще не видел.

Обстановку немного разрядил заместитель главы Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Григорий Омельченко, который появился в сессионном зале с цветами и начал дарить их присутствующим дамам. Первой цветы получила госпожа премьер-министр, явившаяся на заседание в очаровательном белоснежном платье. В пресс-ложе журналисты шутили: "Раз Юлия Владимировна пришла в новом уборе, значит, новому бюджету быть". Подтвердил догадку присутствующих и глава НБУ Владимир Стельмах, который в своем выступлении перед депутатам сказал, что "задача НБУ — удержание того уровня инфляции, который вы сегодня освятите".

А ведь могли и не освятить…

Vox populi

Пока соблюдалась формальная часть регламента — звучали доклады министра и глав комитетов, мы спустились в кулуары и попытались узнать, как будут голосовать представители тех или иных фракций. Первым, с кем посчастливилось пообщаться, стал народный депутат от "Нашей Украины" Юрий Ехануров: "Один раз в пять лет мы принимаем бюджет, о котором можно сказать — это бюджет "проедания". Один раз в пять лет мы становимся заложниками популистских заявлений новоизбранного Президента. Да, правительство вынуждено пойти на такие меры, и как экономист я их понимаю. Но нам нужно думать над этим вопросом — нельзя быть "добрыми" за счет представителей бизнеса. Это проблематичная ситуация, и правительство рискует стать непопулярным. Правда, к его чести, таких вещей пока не так много".

Представители Партии Регионов Раиса Богатырева и Виталий Хомутынник заявили, что единой позиции по этому вопросу у фракции нет, но лично они голосовать за внесенный законопроект не будут. "Нет, ну что вы, лучше руки на себя наложить!", — заявила г-жа Богатырева. На вопрос, возможен ли компромисс между партией и правительством,

г-н Хомутынник ответил следующее: "Тяжело поверить, что такое может быть. Если бы действовала старая процедура принятия поправок и изменений — первое чтение, второе, третье, то это было бы возможным. Думаю, что я бы голосовал "за" в первом чтении, потому что во втором чтении этот законопроект можно было бы доработать. Вот если будет предложение голосовать сразу, а не постатейно, то это не имеет никаких шансов на успех".

По словам Леонида Кравчука, "эсдеки" за законопроект проголосуют: "Мы приняли решение: однозначно голосовать "за". Бюджет в его новой редакции носит ярко выраженную социальную направленность, и для нас, для социал-демократов, такие изменения являются действительно существенными. Говорить, что это мы принимаем "на ура", я не могу, однако приходится чем-то жертвовать. Ряд депутатов имеет и свои интересы. Но если мы хотим что-то поменять на лучшее, и того, чтобы программы исполнялись, то должны голосовать. Дороги назад мы не видим. Или голосовать за все, или не голосовать ни за что". На вопрос, будет ли законопроект принят, Леонид Макарович ответил утвердительно, однако говорить о каких-то собственных соображениях по поводу внесения поправок в бюджет не стал. "Меня все устраивает", — заявил он.

В это время в сессионном зале начиналось самое интересное. После выступлений глав комитетов и обмена мнениями слово опять предоставили Виктору Пинзенику. Министр финансов заявил, что правительство прислушалось к мнению депутатов и вносит некоторые поправки в предложенный законопроект (см. "Исправления на полях").

Следующей выступала глава правительства Юлия Тимошенко, речь которой была как всегда эмоциональной. Поблагодарив парламентариев за помощь в корректировке бюджета, премьер-министр заявила, что пора, наконец-то, "делиться с собственным народом". "Давайте немножко подтопим жирок, немного дадим и людям пожить, и тогда мы сможем смотреть нашим избирателям в глаза", — сказала она с парламентской трибуны, добавив, что хочет "поименно" посмотреть на того, кто проголосует против. Итоги голосования засвидетельствовали: таковых нет. "За" высказались 376 депутатов, воздержались либо же не голосовали — 52. Помимо оппозиционных социал-демократов, свои голоса за законопроект отдали даже традиционно со всем не согласные коммунисты.

Исправления на полях

Несмотря на довольно оптимистичные для Кабмина результаты голосования по поправкам, компромисс, достигнутый в парламенте, все же имел свою цену. Так, Кабмин с прошлой субботы (19 марта) по крайней мере дважды существенно переписывал бюджет, включая основные показатели доходов-расходов и дефицита. Последние изменения уже традиционно проводились в зале заседания в пятницу, 25 марта, а окончательный текст по состоянию на субботу, 26 марта, так и оставался неизвестным.

Если говорить непосредственно о показателях бюджета, то "проведение через парламент" обошлось правительству в 2,5 млрд. грн., на которые увеличились расходы бюджета. Увеличились и показатели дефицита бюджета — с 5,941 млрд. грн. до 6,8 млрд. грн. Разницу Минфин традиционно планирует закрыть с помощью приватизационных доходов. Так, поступления средств от продажи госсобственности предполагают снова увеличить — с 5,4 млрд. до 6,75 млрд. грн.

Впрочем, изменение основных показателей являлось скорее следствием более увлекательного процесса — торгов правительства и парламентских лоббистов за налоговые льготы и распределение бюджетных средств. Традиционно наиболее "пробивными" в этом вопросе оказались аграрии — им, в отличие от сторонников СЭЗ и автомобиле-строителей, удалось сохранить большинство своих отраслевых программ и льгот. Так, первоначально планировалось сократить финансирование сельскохозяйственного сектора на 0,5 млрд. грн.

Первым взбунтовался министр агрополитики г-н Баранивский: узнав о сокращении бюджетных лимитов, касающихся его отрасли, он запротестовал еще во время обсуждения финансового документа на заседании правительства. Негодование министра вызвала также идея его коллег по Кабинету через три месяца отменить крестьянам льготы по уплате НДС, что, по мнению Баранивского, могло бы привести к увеличению налоговой нагрузки на село в размере 1,5 млрд. грн. После таких заявлений на защиту своих интересов поднялись многочисленные сельхозассоциации и агросоюзы…Уже в вечером того же дня премьер Тимошенко в прямом телеэфире объявила о том, что старая система взимания НДС для сельхозпроизводителей будет действовать и далее.

Фактически селяне остались единственной категорией в Украине, которой сохранили льготы по уплате НДС, хотя министр финансов Виктор Пинзеник не уставал повторять, что льготы по уплате непрямых налогов противоречат самой сути их взимания. В четверг, когда было запланировано рассмотрение бюджета в стенах парламента, депутаты из профильного аграрного комитета в неофициальном комментарии сообщили, что сокращения бюджетных расходов на АПК не будет. Более того, по некоторой информации, они могут даже несколько увеличиться. Правда, окончательного варианта документа депутаты не имели на руках и в конце дня.

В день принятия бюджета информацию об увеличении ассигнований на АПК подтвердил секретарь профильного комитета ВР Олег Юхновский. Депутат, только что получивший свежий бюджет на руки, сообщил, что общие расходы на АПК в 2005 году будут составлять 5,4 млрд. грн., а это практически на 10% больше, чем предусматривалось в декабрьском варианте. "Самое большее увеличение, — отметил Юхновский, — получила статья "Финансовая поддержка производства продукции животноводства и растениеводства". Теперь на эти цели государство планирует израсходовать почти 690 млн. грн., тогда как еще пару дней назад эта сумма была на 150 млн. меньше. Кроме этого, на удешевление кредитов крестьянам будет выделено более 600 млн. грн. — это превышает первоначальные цифры в несколько раз. "Учитывая все достижения, оснований не голосовать за закон у аграрного лобби парламента нет", — подытожил депутат.

Так все и произошло — СПУ и фракция Народной партии (бывшая Аграрная) дружно проголосовали за бюджет.

В очередной раз подтвердило свои возможности и пивное лобби в парламенте: вместо планируемого роста акциза на пиво с 23 до 30 коп. на литр уже в день голосования было принято решение увеличить акциз только до 26 коп. Не обошлось без уступок и по самому острому конфликту интересов — предложению отменить льготы отечественным

автомобилестроителям в обмен на увеличение пошлины на импорт. Неожиданно Кабмин согласился на повышение этой пошлины только на 5% вместо планируемых 19,5%. Впрочем, главные "призы" депутатам — в виде целевых программ и субсидий из бюджета — традиционно остаются за кадром. Субботнее заявление премьера Юлии Тимошенко на пресс-конференции подтвердило эту аксиому украинского бюджетного процесса: "Мы сейчас балансируем бюджет, который принят парламентом. Думаю, что окончательный баланс с учетом всех замечаний и предложений мы увидим в понедельник".

Изменения в Бюджете 2005 года (млрд. грн.)

Бюджет на 2005 год

Поправки, утвержденные на заседании правительства

Поправки, принятые парламентом

Доходы в целом (млрд. грн.)

86,50

106,38

108,50

Доходы от налогов

61,82

73,84

73,18

Доход от налога на прибыль предприятий

16,70

20,53

20,33

Доходы от НДС

30,06

34,26

33,70

Налоги на международную торговлю

5,76

7,93

7,93

Доход от приватизации

7,02

5,40

6,75

Расходы в целом (млрд. грн.)

95,50

112,85

115,30

Государственное управление делами Секретариата Президента

0,47

0,45

0,50

Аппарат Верховной Рады

0,41

0,44

0,47

Хозяйственно-финансовый департамент Секретариата КМУ

0,14

0,17

0,17

Министерство охраны здоровья

3,10

3,10

3,12

СНБОУ

0,17

0,22

0,24

Пенсионный фонд Украины

9,87

17,41

17,41

Государственная таможенная служба

0,48

0,86

0,86

Голосование по изменениям в Бюджет-2005

За

Против

Воздержались, не голосовали, отсутствовали

Внефракционные

26

0

1

"Наша Украина"

84

0

1

Коммунисты

56

0

0

СДПУ (о)

21

0

0

Блок Юлии Тимошенко

23

0

1

СПУ

28

0

0

"Регионы Украины"

3

0

53

"Союз"

13

0

0

"Единая Украина"

22

0

0

"Демократические инициативы"

14

0

0

"Демократическая Украина"

19

0

0

НДП и группа "Республика"

11

0

0

"Народная Партия"

30

0

1

УНП

21

0

1

ПППУ

5

0

12

ВСЕГО

376

0

52