На украинский БМ Банк нашелся покупатель

Российская банковская группа ВТБ выставила на продажу украинский БМ Банк

Один из крупнейших финансовых институтов России — банк ВТБ — определился со своей стратегией относительно Банка Москвы и его иностранных "дочек". Об этом на прошлой неделе заявил президент-председатель правления банка ВТБ Андрей Костин. "Мы хотим сохранить Банк Москвы как универсальное банковское учреждение. Сконцентрировать его деятельность в основном на Москве и Московской области и еще порядка десяти регионах, где Банк Москвы занимает прочные позиции. Мы отцепим от него загрансеть и другие регионы, в которых его доля незначительна. Ненужные активы, например банки в Беларуси и в Украине (с Сербией еще не решили), продадим", — рассказал в интервью российским СМИ Костин. Тем самым украинский БМ Банк, дочерний банк Банка Москвы с активами в 2,96 млрд. грн. (53-я позиция в рэнкинге Национального банка), занимающий 0,19% активов банковской системы страны, россияне выставили на продажу.

Интересно, что по времени это совпало со стартом самой масштабной санации в истории российской банковской системы. Банк ВТБ, консолидировав более 75% акций Банка Москвы, получил от государства на оздоровление по­след­него 295 млрд. рублей ($9,2 млрд.) — сумму, сопоставимую с той, что была потрачена в кризис на спасение 18 банков (ВТБ приобрел Банк Москвы в феврале 2011 года, когда тот находился на грани банкротства. — Ред.).

О том, что россияне будут продавать зарубежные активы Банка Москвы, стало известно еще в мае текущего года. Первому места в новой стратегии банка не нашлось латвийскому Latvijas Biznesa Banka (LBB). Прибалтийское финучреждение входило в структуру Банка Москвы со второй половины 90-х годов. В 2003-м латвийский банк приобрел 22,51% акций эстонского Eesti Krediidipank, увеличив затем долю в нем до 89%. В 2009-м Банк Москвы с целью повышения эффективности дочерних банков в Прибалтике принял решение об их объединении и создании на базе Latvijas Biznesa Banka филиала Eesti Krediidipank. Тем не менее активы латвийского банка по итогам прошлого года составили 90 млн. латов ($180 млн.). Однако с 15 марта латвийский банк работал как филиал эстонского Кредитного Банка. Механизм продажи выглядел следующим образом: весь бизнес LBB был переведен, и покупатель приобрел лишь банковскую лицензию, торговый знак и оболочку с капиталом $5 млн. Хотя уже тогда в банке заявляли, что на каждом рынке может быть использована своя стратегия. Источники, близкие к Банку Москвы, утверждали, что по украинскому активу рассматривались три варианта: слияние с украинской "дочкой" ВТБ — ВТБ Банком, перевод активов и продажа "оболочки" (как в случае с LBB) и параллельное развитие банка в качестве нишевого финучреждения. Вариант с выставлением всего банка на продажу рассматривался как маловероятный, что было вполне логичным на фоне падения интереса к украинским банкам со стороны как стратегических, так и финансовых инвесторов. Поэтому украинские банкиры связывают решение о продаже БМ Банка с появлением реального претендента на покупку актива. Впрочем, Андрей Костин и не скрывает, что покупатели действительно есть: "Это крупные российские банки, тот же Альфа-Банк". Но помимо "Альфы" российские эксперты называют и четвертый по величине активов банк России — государственный Россельхозбанк.

По мнению ряда банкиров, опрошенных "Инвестгазетой", стоимость БМ Банка вряд ли превысит 1 капитал (порядка 440 млн. грн.). Однако и эта цена может скорректироваться в зависимости от качества кредитного портфеля финучреждения. Согласно отчетности БМ Банка по итогам II квартала, его резервы составляют 138 млн. грн., или всего 5,96% кредитного портфеля, тогда как средний показатель по рынку втрое выше — 19,3%.