Будущее почты

"Укрпочта" ищет новые способы заработать на фоне низкой прибыльности традиционных почтовых услуг. Ставка делается на сотрудничество с банками, которые заинтересованы в самой крупной сети отделений почтового монополиста. Другие перспективные направления –

"Укрпочта" ищет новые способы заработать на фоне низкой прибыльности традиционных почтовых услуг. Ставка делается на сотрудничество с банками, которые заинтересованы в самой крупной сети отделений почтового монополиста. Другие перспективные направления — торговля-почтой и курьерские услуги


Почтовые службы, бывшие когда-то такими же символами государств, как флаг или гимн, переживают далеко не лучшие времена. Технологические инновации медленно, но верно убивают основной бизнес почтовиков — отправку писем. Для большинства украинцев, живущих в городах, написание писем становится анахронизмом на фоне быстрого и удобного e-mail. Еще одна угроза для почтовых гигантов исходит от многочисленных частных конкурентов. Начиналось все с высокодоходного сегмента курьерской почты, и сейчас компании по экспресс-доставке уже вполне сравнимы по мощности с почтовыми операторами. Но почтовые компании не сдаются и зачастую сами ищут пути для выживания. Наиболее распространенные рецепты — приватизация и расширение деятельности за счет курьерской доставки, торговли и банковской деятельности. Украинский почтовый оператор "Укрпочта" мало чем отличается от своих собратьев в европейских странах, и его рецепты реформы очень похожи на западные.

Поторгуем "Укрпочта" пока находится в начале пути реформирования своего бизнеса, и конкуренция со стороны частных компаний пока что не так страшна. Во-первых, Украина огромная страна и охватить все ее города и села под силу только государственной почтовой компании. Во-вторых, традиция написания писем, отправление посылок и денежных переводов через почту остается — редко где вы увидите безлюдное почтовое отделение. В-третьих, как и во многих странах, монополия на письма остается у госкомпании.

Неудивительно, что "Укрпочта" зарабатывает хорошие деньги. К примеру, чистый доход за прошлый год компании составил 2,5 млрд. грн. При этом за пять последних лет объемы письменной корреспонденции увеличились на 11%, посылочной почты на 122%, переводов на 32 %. В 2006 году предприятие внедрило пересылку международных электронных переводов в иностранной валюте (15 марта 2006 года впервые в Украине произведен обмен переводами в евро с Португалией). Расширился спектр финансовых продуктов, которые можно получить на почте: переводы в иностранной валюте и "по запросу". Значительно возросли объемы пересылок по каталогам других стран (совместные проекты с Почтой Словакии и АТ "Дойче Пост"). В прошлом году их объем увеличился в 8,7 раза по сравнению с 2005 годом.

Несмотря на рост корреспонденции, сами почтовые услуги нерентабельны. Поэтому "Укрпочта" уходит в новые для себя бизнес-сегменты. Перспективными бизнес-направлениями для предприятия являются развитие финансовых и курьерских услуг, а также продажа товаров по каталогам. Мировая практика свидетельствует, что услуга по доставке товаров, проданных по каталогам или через интернет-магазины, является одним из наиболее перспективных для почтовых компаний, которые рассматривают этот рынок как наиболее прибыльный и перспективный. У последних главное конкурентное преимущество — распространенная сеть филиалов и логистика. На сегодняшний день "Укрпочта" заключила три соглашения об обмене почтовыми отправлениями по каталогам с почтовыми службами Словакии, Финляндии, Германии. С декабря 2005-го "Укрпочта" участвует в торговле по каталогам с использованием службы международных сгруппированных отправлений. Первый проект был реализован совместно с компанией Neckermann. В этом году предприятие начало сотрудничать с французским распространителем косметики по каталогам — компанией Eve Roсhe и немецким почтовым оператором Deutsche Post. Отечественные интернет-магазины между тем используют свои службы доставки товаров — почта пока что не готова брать на себя ответственность за доставку на дом дорогой бытовой техники.

Курьерская доставка — сегмент деятельности "Укрпочты", где конкуренция с частными операторами наиболее высока. Сейчас "Укрпочта" нацелена на средний ценовой сегмент этого рынка, но не прочь составить конкуренцию и иностранным компаниям, таким как DHL. Жизнеспособность данного проекта будет зависеть от объемов инвестиций, вложенных в транспортные средства, в создание сети участков курьерской доставки по всей Украине и в рекламу. Результаты предыдущих исследований и изучение опыта работы в этом направлении других почтовых администраций свидетельствуют, что этот продукт должен быть целостной логистической системой на территории государства. Чтобы улучшить свою логистику, в начале 2000 года "Укрпочта" отказалась от перевозок железнодорожным транспортом в пользу автомобильного транспорта. Это позволило существенно сократить время на транспортировку. Теперь одна из главных задач почты — автоматизация рабочих мест, которая повысит оперативность обслуживания. Также важным направлением является развитие услуги продажи электронных ваучеров и пополнение счета операторов мобильной связи.

С села по гривне

Банковское направление для почтовиков трудно назвать новым — почта давно занималась и денежными операциями, и выдачей пенсий. Иностранные почтовые компании уже давно обзавелись банками (пример — Postbank, основанный германской Deutsche Post), но "Укрпочта" сделал пока ставку на работу с другими финансовыми учреждениями. Приоритетным направлением стали услуги по международным денежным переводам. Особенно они актуальны для тех клиентов, чьи родственники находятся на заработках за рубежом, и им постоянно приходится пользоваться услугами по переводу денег на родину.

Сотрудничество "Укрпочты" и международных платежных систем началось относительно недавно. Поскольку "Укрпочта" находится в неравных условиях с банковскими учреждениями, и выплата международных переводов производилась исключительно в украинской гривне, то данными услугами воспользовалось незначительное количество потребителей. С получением в Национальном банке лицензии на осуществление валютных операций с 1 июня этого года "Укрпочта" начала выплачивать денежные переводы, отправленные по международным платежным системам Western Union и MoneyGram в долларах США в 29 отделениях почтовой связи. По данным "Укрпочты", в структуре общих доходов предприятия за 2006 год денежные переводы (весь объем) занимали 7,7%. Интерес к почтовой сети по всей Украине (около 16 тыс. объектов почтовой связи) проявляют и сами банки. Как рассказал генеральный директор "Укрпочты" Игорь Кравец, были заключены договора с банковскими учреждениями о предоставлении ряда услуг, в том числе финансовых и эквайринга.

С октября 2004 года осуществляется прием, пересылка, выплата почтовых переводов, принятых через Интернет. Благодаря внедрению данной услуги клиенты могут, не выходя из дома или офиса, при наличии специального оборудования перевести денежные средства физическим лицам на их домашний адрес или "до востребования". Внедрение в 2007 году в опытную эксплуатацию приема сгруппированных почтовых переводов по Интернету дало возможность "Укрпочте" значительно увеличить объемы переводов через Интернет.

Кредитуем всех


Опыт российской почты показывает, что сотрудничество с банковскими учреждениями может принести немалые дивиденды. Оценив свои возможности, "Укрпочта" начала сотрудничать с июля 2006 года с Дельта Банком и выдавать потребительские кредиты через свои отделения. Как рассказал директор по региональному развитию Дельта Банка Андрей Киселев, согласно договоренности, усилиями и средствами Дельта Банка было проведено обучение персонала почтовых отделений, а также создание новых рабочих мест. Со своей стороны "Укрпочта" предоставила банку возможность продавать продукты финучреждения (в первую очередь, кредиты) через собственную сеть. "Следует отметить, что руководство "Укрпочты" всерьез заинтересовалось предложением Дельта Банка о сотрудничестве, и нам удалось наладить взаимоотношения. Мы сами предложили инвестировать в технологии, персонал, создание нужного продукта и его продажи", — рассказывает Андрей Кисилев.

Решение о сотрудничестве с "Укрпочтой" было принято по ряду причин. Во-первых, большинство банков весьма зависимы от выдвигаемых торговыми сетями условий, которые со временем становятся все более жесткими. Во-вторых, был проанализирован мировой рынок с целью выяснить, как зарубежные банки решают проблемы зависимости от ритейлеров и дистрибуции финансовых продуктов. Сеть, состоящая из почтовых отделений, позволяет увеличить продажи при относительно небольших затратах. В мире такие проекты уже успешно работают в Германии, Южной Корее, Латинской Америке. "Укрпочта" предоставляет доступ к потребителю более широкий, чем любой из существующих банков. С другой стороны, у почты также стоит вопрос о расширении продуктового ряда и увеличении доходов. Как вспоминает Андрей Кисилев, самым трудным в сотрудничестве было обучение и адаптация персонала. В целом представители банка оценивают проект на четыре с плюсом.

Еще один партнер "Укрпочты" — государственный Ощадбанк Украины. Как рассказал заместитель председателя правления Сергей Подрезов, основной интерес в сотрудничестве двух структур — расширение спектра услуг со стороны почты и получение ресурсов, прежде всего филиальной сети и сотрудников в качестве агентов, со стороны банка. "Мы с "Укрпочтой" присутствуем почти во всех населенных пунктах, куда не решаются войти другие финансовые структуры. У почты огромный штат — около 50 тыс. чел. Это люди, которые знают своих клиентов и могут с нами сотрудничать по их кредитованию", — рассказывает г-н Подрезов. В Ощадбанке уточнили, что речь идет о выдаче ссуд под стандартные программы: ипотека, приобретение авто и пр. Сельскому жителю довольно трудно самостоятельно получить кредит, поскольку его финансовое состояние подтвердить проблематично, а почтальон, как правило, хорошо осведомлен о том, кто чем занимается и может подтвердить или опровергнуть платежеспособность потенциального заемщика. "Мы готовы работать с почтой на агентских условиях", — отметил зампредправления Ощадбанка. На сегодняшний день действует рабочая группа по вопросам организации сопровождения совместных проектов Ощадбанка и Укрпочты. Среди направлений сотрудничества – разработка и внедрение общих проектов по предоставлению максимально разнообразных услуг населению. Особое внимание будет уделяться обслуживанию населения сельской местности и отдаленных регионов.

Кому нужна почта


Что будет с "Укрпочтой"? Вопрос о ее приватизации пока не поднимается, хотя интерес к предприятию инвесторы проявляют постоянно. В основном присматриваются к "Укрпочте" иностранные компании, которым нужно не само предприятие и его лицензия, а огромная филиальная сеть. Сейчас у предприятия более чем 16 тыс. отделений, из которых часть сдается в аренду, что приносит компании хорошую прибыль. Не первый год говорят о том, что интересуются не только зданиями и сооружениями по всей стране, но и к головному офису "Укрпочты" наблюдается повышенное внимание. Еще несколько лет назад говорили о том, что здание на Крещатике хотели выкупить под гостиницу, однако провести это решение не удалось.

Пока развитие компании идет за счет заемных и собственных денег. "Помощь нам, безусловно, нужна, но пока мы обеспечивали функционирование почтовой связи сами, и лишь в 2007 году в государственный бюджет заложено 11 млн. грн. дотации от государства на распространение периодических изданий, которые пользуются льготными тарифами", — рассказывает Игорь Кравец. Сейчас "Укрпочта" привлекает кредитные ресурсы для развития сети почтовой связи и внедрения проекта "Автоматизация предоставления услуг и обработка информации в сети национального оператора почтовой связи". Перспективы почтового оператора станут известны в конце года, когда ожидается рассмотрение проекта Концепции государственной программы развития почтовой связи на заседании Кабмина.