Бумаги Минфина станут длиннее

Министерство финансов проявляет интерес к долгосрочным облигационным внутренним государственным займам сроком обращения свыше пяти лет. В марте могут быть организованы первые эмиссии, и особое место в них отводится коммерческим банкам

Министерство финансов проявляет интерес к долгосрочным облигационным внутренним государственным займам сроком обращения свыше пяти лет. В марте могут быть организованы первые эмиссии, и особое место в них отводится коммерческим банкам

Выпуск правительством долгосрочных ОВГЗ может действительно стать первой длительной интервенцией государства на внутреннем рынке капиталов. Проект грядущего ОВГЗ уже направлен Минфином и Нацбанком на рассмотрение в Кабинет Министров. Условия размещения предполагают досрочное погашение займа и выплату купонного дохода с полугодичным интервалом.

Условия для заимствования на внутреннем рынке сроком более пяти лет правительство утвердило еще в ноябре 2002 года Согласно разработанному механизму, государство может выпускать амортизированные облигации и с правом их досрочного погашения. Предусмотренные ранее облигации с плавающим дисконтом впоследствии были исключены из перечня ОВГЗ. В декабре 2002 года Кабинет Министров уже выходил на рынок длинных внутренних денег, но при этом займ в 430 млн. грн. был досрочно погашен уже летом 2004 года Продажа долгосрочных ОВГЗ носила тогда принудительный характер, и банки-инвесторы должны были приобретать госбумаги под давлением Минфина с доходностью 9% при официальном уровне инфляции в 6%. Срок обращения облигаций составлял пять лет и три месяца, а также пять лет и шесть месяцев, что является достаточно условным показателем "долгосрочности". Да и реальное обращение длинных ОВГЗ составляло не более полутора лет, после чего государство выкупало займ по номиналу. Целью тех заимствований на внутреннем рынке было покрытие дефицита госбюджета размером в 2,425 млрд. грн.

По мнению заместителя министра финансов Виталия Лисовенко, "это будет абсолютно новый инструмент". Новизна его состоит во внедрении механизма размещения внутренних облигаций с использованием институтов market-makers или primary-dealers, характерных для выпуска евробондов. Вследствие нововведений, к первичному размещению гособлигаций будут иметь доступ только отобранные на специальном конкурсе коммерческие банки. По результатам тендера определится группа, состоящая исключительно из отечественных банков, что в обязательном порядке должны будут выкупать часть эмиссии ценных бумаг за собственные средства, а также постоянно проводить двухсторонние котировки облигаций на вторичном рынке. Иными словами, такой порядок размещения ОВГЗ сформирует двухуровневую систему на рынке ОВГЗ. Ранее реформирование системы выпуска гособлигаций анонсировалось и министром финансов Виктором Пинзеником.

"Выпуск долгосрочных облигаций рассчитывает привлечь к себе больше интереса, чем краткосрочные эмиссии. На это государство и делает ставку. Но выгоднее для него может стать выпуск облигаций на более короткие сроки, однако с меньшей доходностью и, соответственно, с меньшими финансовыми расходами по погашению. Сейчас бюджет себе может это позволить, особенно после продажи "Криворожстали", поэтому правительство пока что не выпускает облигации", — говорит аналитик финансовых и инвестиционных рынков ВАБанка Сергей Кульпинский. Он прогнозирует доходность грядущего выпуска ОВГЗ на уровне 9-10%: "Размещение ОВГЗ, конечно же, напрямую зависит от доходности займа. Сравнивая с последними американскими выпусками пятилетних казначейских обязательств под 4,6% с учетом возможного спрэда (около 4,5%) можно предположить, что государство предложит доходность где-то в рамках 9%. Это в случае, если курс грн./$ останется фиксированным. Инфляция может сыграть роль в долгосрочном периоде в увеличении доходности выше 9%, если ее рост в годовом измерении возобновится. Вместе с тем операции РЕПО с ОВГЗ останутся все равно интересными для инвесторов, даже с 9% доходностью".

Заместитель председателя банка "Владимирский" Анатолий Дребезко в свою очередь считает, что инновационные решения в сфере ОВГЗ пойдут на пользу банковской системе. "Использование всевозможных моделей при выпуске ОВГЗ я считаю целесообразным. В практике СНГ такое было, в частности, когда в России активизировались выпуски государственных краткосрочных облигаций (ГКО), Центрабанк работал только по таким схемам. Намерения Кабмина использовать уже наработанные схемы понятно, ведь выпуск будет гарантированно размещен, а вся ответственность за успех размещения перекладывается на крупные коммерческие банки", — считает эксперт. Некоторые банкиры видят в новых механизмах размещения ОВГЗ возможность заработка не только для крупных банков. "Для схемы market-makers идеально подходят системообразующие банки, они могут

объективно претендовать на такую роль. А вот в схеме primary-dealers могут быть задействованы и небольшие банки. Главная идея этой схемы состоит в том, чтобы дилеры в совокупности обеспечили максимальную доступность для потенциальных инвесторов", — прокомментировали "Инвестгазете" в банке "Диамант".