Чего стоит IT построить?

С чего начать разработку IT-стратегии и как избежать сложностей

Представьте свою жизнь без розетки. Где зарядить телефон, куда подключить компьютер, как связаться с родственниками, друзьями или деловыми партнерами, которые находятся в другой стране? Это не сразу бросается в глаза, но зависимость нашей жизни от простого сервиса поражает. При этом ежедневно мы не задумываемся о том, как расположить эту самую розетку максимально удобно для нас. В реальности вопрос о том, что розетки должны быть в любом помещении, об их расположении и количестве на квадратный метр встает ребром только в период строительства или ремонта. Если экстраполировать этот пример на язык бизнеса, получается, что розетки — то или иное подразделение, поддерживающее нормальное существование компании, а их правильное расположение и количество — стратегия работы этого подразделения.

Такой пример не случайность. Бывший редактор журнала Harvard Business Review Nicholas G. Carr, он же автор нескольких книг о построении информационных технологий в компаниях (Does IT Matter, Information Technology and the Corrosion of Competitive Advantage или "Блеск и нищета информационных технологий"), проводит параллель IT с розеткой. Некоторые специалисты IТ-индустрии уже сегодня поддерживают такое мнение, а зависимость реального бизнеса от развитого IТ становится все более ощутимой. Сегодня все больше компаний вводят в правление IТ-директоров, отводя IТ-направлению стратегическую роль, а также выстраивают IТ-стратегии. Когда же бизнес ощущает потребность в наличии IТ-стратегии, как ее правильно построить и с какими подводными камнями можно столкнуться в процессе реализации, исследовала "Инвестгазета".

Что такое IT-стратегия

Для начала дадим определение IТ-стратегии. Фактически это сценарный план развития IТ-направления, освоения и внедрения различных технологий и IТ-сервисов компании. Такой план отражает потребности предприятия в автоматизации, выделяя стратегические области для IТ-применения. "IТ-стратегия представляет собой документ, который отвечает на вопросы "Как использовать IТ для развития бизнеса?", "Что для этого нужно сделать?" и "Какие финансовые, кадровые и иные ресурсы для этого понадобятся?". При динамичном развитии компании, например, как в COMFY, именно IТ-стратегия позволяет сделать все бизнес-процессы компании максимально управляемыми", — отмечает Андрей Покотилов, руководитель IТ-департамента компании COMFY.

Чем крупнее компания, чем больше у нее территориально распределенных офисов и различных бизнесов, тем больше ей необходима IТ-стратегия. Наличие таковой позволяет компании в разы снизить затраты на информационные технологии, а также снимает один из самых основных рисков — потери управляемости бизнесом.

В то же время для формирования IT-стратегии в компании должны быть созданы соответствующие организационные и финансовые условия. "IT-стратегия требует со стороны топ-менеджмента готовности инвестировать время, силы и ресурсы в ее реализацию", — отметили в COMFY.

Когда требуется

Нет однозначных четких признаков, однако не вызывает сомнений, что компания должна достичь определенного уровня зрелости. То есть, или организация находится на таком уровне, что система регламентации и бизнес-планирования обязывает иметь функциональные стратегии, или конкретные топ-менеджеры осознают необходимость долгосрочного и целенаправленного развития IТ, считают эксперты. "IТ-стратегия нужна компании тогда, когда она востребована (пусть даже и неосознанно). В противном случае это будет просто официальный документ, не имеющий прикладного значения", — говорит Сергей Детюк, директор по информационным технологиям ДТЭК. В компании Nemiroff отмечают, что потребность в IT-стратегии возникает в тот момент развития предприятия или фирмы, когда четко сформулирована и принята к исполнению общая стратегия компании на долгосрочный период (на 5 лет и более).

В целом IТ-стратегия позволит вести деятельность IТ системно, последовательно и целенаправленно. Даст возможность привести информационные сервисы, используемые компанией, в соответствие c запросами бизнеса на протяжении всего срока действия общей стратегии компании. "Результатом действия IT-стратегии является актуальный, полный и достаточный для обеспечения бизнеса набор информационных сервисов", — считает Евгений Винничук, директор Департамента IT компании Nemiroff.

Как подготовить IT-стратегию

Первое, с чего необходимо начать — это проанализировать текущую IT-инфраструктуру, советуют эксперты. "Основная задача — досконально разобраться, какие приложения и сервисы сейчас работают, как они настроены, как связаны с бизнес-процессами в самом IT-департаменте и как организована работа людей. Цель — понять, насколько данная инфраструктура удовлетворяет реальные потребности компании", — рассказывает Андрей Покотилов. Второе — наложить результаты проведенного анализа на глобальную стратегию бизнеса и стратегии департаментов.

Как отмечают IТ-директора, при разработке IT-стратегии очень важно верное позиционирование IT-службы в общей организационной структуре предприятия. Прежде всего нужно решить задачу позиционирования IТ, определить его роль в организации и степень влияния на достижение бизнес-целей. Следует выработать принципы функционирования IТ и взаимодействия с бизнесом, определить перечень стратегических инициатив, понять масштаб преобразований и объем необходимых инвестиций в реализацию IТ-стратегии. "Именно верное понимание роли IT-департамента позволит решить вопрос сбалансированности реальных потребностей бизнеса и возможностей его обеспечения IT-сервисами, — считает Евгений Винничук, директор департамента IT компании Nemiroff. — К примеру, в компании, в которой интернет является основой бизнеса, IT-подразделение может рассматриваться как одно из основных. А для компании, работающей на рынке товаров повседневного спроса (FMCG), быть обычным сервисным подразделением".

Немаловажным фактором является также степень зрелости компании. Имеется в виду общая организационная, управленческая структура, способы ведения бизнеса и т.д. Неверная оценка этих параметров приведет к некорректному выбору продуктов, обеспечивающих функционирование IT-сервисов, считают в Nemiroff.

При подготовке IТ-стратегии работают достаточно типичные консалтинговые подходы. В целом эксперты выделяют следующие. Как считают в ДТЭК, начать следует с анализа текущей ситуации в IТ (структурированный), далее идет анализ бизнес-стратегии, бизнес-планов, инвестиционной программы, показателей деятельности бизнеса; опрос и дискуссии с менеджментом и бизнес-заказчиками, анализ конкурентов, отечественного и международного отраслевого опыта использования IТ. Нужны также анализ тенденций и прогнозов развития релевантных направлений IТ; мозговой штурм и формирование желаемой ситуации развития IТ; gap-анализ (метод стратегического анализа, с помощью которого осуществляется поиск шагов для достижения заданной цели) и формирование вариантов достижения результата, анализ стоимости сценариев; дискуссии с менеджментом и формирование целевой ситуации развития IТ; формирование потребности в финансовых и организационных ресурсах; формирование плана преобразований и портфеля проектов. Процесс, согласитесь, непростой. Однако крайне необходимый для дальнейшей успешной работы компании, когда количество "розеток в помещении" соответствует бизнес-задачам и потребностям и, соответственно, помогает достигать нужного уровня эффективности в реализации бизнес-процессов. Впрочем, это еще не все. Как считают IТ-директора, разработать IТ-стратегию — это полдела. Гораздо сложнее ее защитить.

Подводные камни

Дабы избежать "подводных камней" и успешно реализовать IТ-стратегию, стоит соблюдать несколько ключевых правил, считают в ДТЭК. Прежде всего нужно прийти к единому видению развития IТ в компании. Сотрудники и менеджмент IТ должны быть непосредственно вовлечены в данный проект. Они выступают носителями знаний и проводниками идей, дают предложения и берут обязательства. Кроме того, в дискуссиях относительно разработки IТ-стратегии обязательно должны принимать участие бизнес-менеджмент и бизнес-заказчики. Они обязаны понимать связь с IТ и влияние IТ на бизнес, причины появления тех или иных IТ-проектов. В конце концов, им принимать решения о сценариях реализации (хотим такой результат, с такими параметрами, согласны, что это стоит столько-то и потребует таких-то преобразований). "Отсутствие согласия между руководителями является самым серьезным препятствием для выработки единой корпоративной IТ-стратегии. К тому же в ее формировании должны участвовать не только IТ-специалисты, но и руководители функциональных подразделений", — советуют в COMFY. Еще одно условие — IТ-проекты должны быть четко привязаны к бизнес-целям и бизнес-требованиям. То есть следует избегать предложений об IТ-проектах или стратегических IТ-инициативах, основанных всего лишь на тенденциях или "моде" в IТ. Это должен быть продукт именно для конкретной организации.