Человек недели: Виктор Янукович

Создать сильную вертикаль власти — задача №1 для президента Украины Виктора Януковича после отмены конституционной реформы 2004 года. Найти свое место в ней — задача №1 для крупного бизнеса, близкого к президенту

В тот самый момент, когда Конституционный суд (КС) в Киеве принимал решение, которое фактически признавало неконституционной политическую реформу и автоматически возобновляло действие предыдущей редакции Конституции Украины от 1996 года, сам Виктор Янукович был в Ялте, где говорил о сапогах, которые "дорогу знают". И хотя эта цитата касалась интеграции Украины в ЕС, она прекрасно подходила и для ситуации, которая разворачивалась в КС. Потому что эти самые "сапоги" привели Януковича к реализации самого главного кошмара 2004 года, против которого в свое время боролись миллионы украинцев, — он стал преемником Кучмы. Правда, стал только сейчас — 1 октября 2010 года, когда 17 из 18 судей поддержали представление 252 депутатов Партии регионов.

И что теперь? Так и будет. Поскольку механизма оспорить это решение в Украине нет. Хотя легитимность отмены реформы вызывает сомнение. "У Конституционного суда есть полномочия решать вопрос конституционности законов. А здесь он изменил саму конституцию", — считает глава Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко. Но нет худа без добра. Изменение Конституции может пойти и на пользу Украине. "Когда Януковича спросили об отмене реформы, он ушел в дебри — сказал, что надо провести судебную реформу, заняться земельной реформой и бороться с коррупцией. Может, Януковичу полномочия нужны именно для этого?" — предполагает замглавы СНБО Дмитрий Выдрин.

Основная масса населения Украины восприняла решение КС как крупный проигрыш оппозиции. Однако это не совсем так. Потому что для оппозиции правила игры практически не поменялись. Интереснее всего то, что будет происходить внутри самой команды власти. Для Януковича сейчас крайне важно создать вертикаль власти. По поводу его способностей в этом направлении ни у кого сейчас сомнений не возникает. Но если раньше построение подобной вертикали было отягощено демократическими элементами — оно было предметом дискуссий и переговоров разных политических сил, то сейчас этого не будет. Таким образом, крупный бизнес теряет возможности для влияния на президента через парламент. Поэтому вопрос, как бизнесмены выстроят схему влияния на главу государства, остается открытым.