Человеку свойственно ошибаться...

ТОТ ФАКТ, что обстановка на глобальных Финансовых рынках на протяжении отчетной недели будет оставаться нервной и напряженной, еще до ее начала практически ни у кого не вызывал сомнения. Продолжающийся конфликт на Ближнем Востоке — главная для этого предп

ТОТ ФАКТ, что обстановка на глобальных Финансовых рынках на протяжении отчетной недели будет оставаться нервной и напряженной, еще до ее начала практически ни у кого не вызывал сомнения. Продолжающий­ся конфликт на Ближнем Востоке — главная для этого предпосылка.

Неопределенность, касающаяся возможных путей его разреше­ния, возможность еще большей эскалации на­пряженности и обострения противостояния между арабами и израильтянами серьезней­шим образом дестабилизируют мировые рынки энергоносителей, негативно сказыва­ются на поведении фондовых индексов и ва­лютных курсов. Возросшая степень риска требует от инвесторов особенно пристально­го внимания и готовности к появлению в лю­бой момент непредвиденных неприятностей и осложнений. Экономические факторы в та­ком случае отходят на второй план, уступая пальму первенства политическим.

Однако главным "хитом" в насыщенном потоке новостей оказались все-таки не поли­тические события. Самой популярной темой для обсуждения и основной движущей силой в валютной паре евро/доллар, "затмившей" собой все остальное, послужили неосторож­ные высказывания президента Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) господина Вима Дуйзенберга (Wim Duisenberg) в интервью, опубликованном в британской Financial Times в понедельник 16 сентября. Глава ЕЦБ, славя­щийся своей порой чрезмерной откровеннос­тью и прямолинейностью в общении с пред­ставителями средств массовой информации, на этот раз превзошел самого себя, открыто высказав мнение о том, что в сложившихся об­стоятельствах новая валютная интервенция центральных банков неприемлема. Ведь ее последствия из-за нынешней нестабильности глобальных рынков могут в конечном итоге оказаться самыми неприятными и непредска­зуемыми. Более того, он даже усугубил ска­занное, добавив, что участие властей США на­кануне президентских выборов в повторении сделанного центробанками 22 сентября также маловероятно. Таким образом, 65-летний дат­чанин, старейший и опытнейший среди своих европейских коллег, нарушил "золотое прави­ло", являющееся одним из главных для глав центральных банков — никогда и ни под каким предлогом не откровенничать с рынками по поводу возможности и времени вмешательст­ва руководимых ими институтов в процесс ценообразования на валютных рынках, поставив под сомнение свою квалифицированность и соответствие занимаемой столь высокой должности. Напомним, что первое лицо в глав­ном банке еврорегиона считается одним из самых влиятельных на континенте. Завоевы­ваемым с таким трудом авторитету и репута­ции был нанесен серьезнейший и, возможно, непоправимый ущерб. По рынку даже начали ходить слухи о возможной отставке нынешне­го главы ЕЦБ. Поводом к тому послужило рез­кое недовольство и критика его действий, вы­сказанные многими авторитетными средства­ми массовой информации и официальными лицами.

Этот фактор уже сам по себе способен на­нести непоправимый вред и так не слишком хорошо себя чувствующей евровалюте. Но главное то, что была настежь раскрыта дверь жаждущим наживы толпам спекулян­тов. Прежде угроза интервенции оставалась главным и практически единственным факто­ром, сдерживавшим их пыл и не дававшим как следует развернуться. Зеленый свет для про­тивников евровалюты на этот раз зажег не кто иной, как главный среди тех, кто обязан о ней заботиться и делать все возможное для обес­печения ее стабильности. В который раз ев­ровалюте была оказана "медвежья" услуга официальным лицом высочайшего ранга. В который раз столь болезненный и неожи­данный удар был нанесен ей одним из тех, кто, согласно занимаемой должности, обязан ее защищать.

Было бы удивительно, если бы измученное неудачными баталиями общеевропейское де­тище смогло устоять еще и после этого. Уже в среду 18 сентября появилась новая запись в перечне его псевдорекордов. 0,8325 — но­вый исторический ориентир, который имеет все основания перестать быть таковым в самое ближайшее время. Отношение к евро на валютных рынках можно охарактеризовать сейчас не иначе как крайне негативное.

На столь ярком фоне померкло даже засе­дание управляющего совета ЕЦБ, проводивше­еся в четверг. Во время итоговой пресс-конфе­ренции вопросы журналистов касались глав­ным образом вовсе не перспектив будущих из­менений процентных ставок, которые были на сей раз оставлены без изменения. Под их пере­крестным огнем оказался, естественно, сам глава ЕЦБ. Надо сказать, что он смог выйти из сложившейся ситуации с честью, признав во многом свою оплошность и не сделав никаких попыток оправдываться. Помогла ему и под­держка со стороны коллег, заявивших, что ни­каких сомнений по поводу профессиональных качеств г-на Дуйзенберга нет и быть не может. Сказать, что опубликованные за этот пери­од экономические данные остались без внима­ния, нельзя, однако существенного влияния на курсы валют они не оказали. Американский ин­декс потребительских цен засвидетельствовал, что проблемы с инфляцией в Штатах еще не ре­шены полностью, и, возможно, Федеральному Резерву еще придется ужесточать денежно-кредитную политику и далее. Положительная новость — некоторое сокращение размеров дефицита торгового баланса {$29,44 млрд. в августе против $31,69 млрд. в июле). Что ка­сается еврозоны, то опубликованные индексы делового оптимизма по Германии, Франции и Италии ставят под сомнение перспективы продолжения положительной динамики эконо­мического роста во всем валютном союзе в це­лом. И хотя делать далеко идущие выводы пока рано, приятного для евровалюты в этом мало.