Черкасский "Азот" сняли с торгов ПФТС. Решение вызвано корпоративным скандалом вокруг допэмиссии предприятия

На прошлой неделе Дарницкий районный суд Киева запретил проведение трех июльских собраний акционеров черкасского завода "Азот", на котором должен был рассматриваться вопрос увеличения уставного фонда предприятия. Тем не менее, первое из трех запланированн

На прошлой неделе Дарницкий районный суд Киева запретил проведение трех июльских собраний акционеров черкасского завода "Азот", на котором должен был рассматриваться вопрос увеличения уставного фонда предприятия. Тем не менее, первое из трех запланированных собраний состоялось в намеченный срок — 9 июля. Инициатор судебного обращения — держатель пакета акций предприятия ФК "Клиринговый дом" — начал ответные действия против руководства предприятия и уже добился снятия акций "Азота" с торгов ПФТС

На сегодняшний день 63% акций предприятия находится в руках у аффилированных с "УкрCиббанком" компаний — харьковских "Реал-Клас" (24,78% акций предприятия), "Камелот" (20,96%) и "Дюнарс" (17,19%). Еще в апреле текущего года эти структуры выступили инициаторами допэмиссии с целью увеличения уставного фонда завода почти на 50% — до 621 490 тыс. грн. Миноритарные акционеры — ФК "Клиринговый дом" и номинальный держатель акций ING Bank — выступили против допэмиссии. В собственности финансовой компании находится 16% акций "Азота". Еще 12%, официально контроллируемые ING, были куплены по рекомендации "Клирингового дома" портфельным инвестором — компанией Pearlman Enterprises Corp. Таким образом компании сообща владеют блокирующим пакетом акций завода.
Согласно заявлению директора ФК "Клиринговый дом" Сергея Суровцева, компании не считают нужным выделять заводу дополнительные средства, поскольку, несмотря на постоянный рост объемов реализации, предприятие не обеспечивает выплату дивидендов своим акционерам. Компании требуют, чтобы с ними как с собственниками блокирующего пакета, считались, и ввели их представителей в органы управления предприятием. В пожелания "Клирингового дома" также входит справедливое распределение прибыли и прозрачные схемы реализации продукции. Согласно мнению, которое высказал на пресс-конференции Сергей Суровцев, для привлечения дополнительных ресурсов на предприятие более разумным выходом будет выпуск облигаций или банковских кредитов. Выкупать эмитированные акции пропорционально своему пакету ни "Клиринговый дом", ни Pearlman Enterprises Corp. не собираются. Таким образом, в случае утверждения ГКЦБФР допэмиссии, три четверти акций предприятия будет сосредоточено в руках одного держателя.
Несмотря на протесты миноритариев, руководство завода "Азот" приняло решение в ближайшее время провести три собрания акционеров — 9, 20 и 30 июля. В Дарницкий районный суд было подано заявление о нарушении прав миноритарных акционеров, и проведение собрания 9 июля было запрещено. Тем не менее, собрание состоялось, причем, по заявлению Сергея Суровцева, с нарушением норм регистрации акционеров. В связи с этим руководство финансовой компании обратилось в ГКЦБФР с просьбой не регистрировать допэмиссию. Представители "Клирингового дома" утверждают, что на собрание их физически не пустили. В свою очередь, начальник отдела ценных бумаг "Азота" Евгений Сокольский заявил, что не пустили представителей ФК на собрание также по решению суда — представители "Азота" оспорили право "Клирингового дома" на владение акциями. Впрочем, по словам представителей финансовой компании, официальное письмо с извещением они получили только после собрания.
В ответ "Клиринговый дом" подал заявление в ПФТС с просьбой снять с листинга системы акции "Азота", поскольку предприятие без должного внимания относится к интересам своих акционеров. 16 июля на основании этого обращения и протокола ГКЦБФР о проведении контроля регистрации акционеров для участия в собрании, ПФТС временно приостановила торговлю акциями "Азота". Корпоративный конфликт уже успел негативно отразиться на капитализации предприятия, которая снизилась на 41,7%.
На сегодняшний день черкасский "Азот" является лидером в производстве селитры, покрывая около 40% рынка. Оборот завода достигает 1 млрд. грн. в год, а рентабельность составляет 15%. Тем не менее, прибыль предприятия, которая по оценкам "Клирингового дома" должна составлять не менее $50 млн. в год, идет на покрытие старых долгов. Это позволяет инициаторам допэмиссии говорить о закупке нового оборудования для модернизации производства.
Чем закончится противостояние двух лагерей из среды акционеров "Азота", пока сказать сложно. Вне всяких сомнений миноритарные акционеры будут до последнего настаивать на сохранении своей доли. Ее, во избежание лишней шумихи, вполне может выкупить главный акционер — структуры "УкрСиббанка" либо другой инвестор, заинтересованный в поглощении черкасского "Азота". В пользу последнего варианта говорит и тот факт, что опыт успешной перепродажи предприятий отечественного химпрома у "Клирингового дома" уже имеется. Совсем недавно финансовая компания представляла интересы немецкой RSI Erste BeteiligungsGmbH в покупке 89,5% акций "Крымского содового завода".