Да поможет нам японский бог

Президент Украины Виктор Ющенко всерьез решил открывать для нашей страны новые горизонты. И действительно, окно в Европу уже приоткрыто, а вот страны Востока так и остаются загадкой. Визит Ющенко в Японию стал одним из самых продуктивных из его заграничны

Президент Украины Виктор Ющенко всерьез решил открывать для нашей страны новые горизонты. И действительно, окно в Европу уже приоткрыто, а вот страны Востока так и остаются загадкой. Визит Ющенко в Японию стал одним из самых продуктивных из его заграничных туров последних месяцев

Практически неделю (19-24 июля) продлился официальный визит Президента Украины Виктора Ющенко в Японию. Этот визит смог открыть новые возможности в двусторонних отношениях наших стран. "Такой мировой лидер, как Япония, и так слабо представлен на украинском рынке — здесь что-то не так. Нужно пересмотреть наши отношения, начиная со статуса. Нам есть о чем договариваться", — сказал Ющенко в интервью японским журналистам в канун своего визита в Японию.

И в самом деле, товарооборот между нашими странами в настоящее время составляет всего $0,5 млрд., а уровень японских инвестиций в украинскую экономику — $50 млн. Это и впрямь ничтожные суммы, тем более в отношениях со страной высоких технологий. Как отметил Виктор Ющенко, Украина является разработчиком ряда всемирно известных пассажирских, транспортных и военно-транспортных самолетов, таких как "Мрія" и "Руслан". Кроме того, наша страна разработала современные ракетные комплексы "Зенит" и "Циклон". Но Украина не может похвастаться активным развитием высокотехнологичного производства и ей трудно развивать его самостоятельно. В связи с этим, как заявил Ющенко, украинская сторона готова пригласить японских коллег на любой стадии разработок.

Во время визита украинской делегации в Японию были проведены успешные переговоры представителей деловых кругов обеих стран, которые позволяют надеяться на перспективные инвестиции в размере более $1 млрд. Японская сторона уже сейчас заявляет, что готова предоставить Украине кредитов на общую сумму $50 млн. без государственных гарантий, которые пойдут на финансирование конкретных проектов в промышленных отраслях Украины.

На встрече обсуждались и экологические проекты. Японская сторона выразила готовность передать свой опыт по сокращению и нейтрализации вредных выбросов, в первую очередь — в металлургической, химической и других отраслях.

Общий интерес

В ходе официального визита были достигнуты договоренности, выходящие за рамки двухсторонних отношений обоих государств. В свете того, что Украина рассчитывает стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО) в декабре 2005 года, визит Ющенко в Японию затрагивал и этот аспект. Украина уже подписала двусторонние соглашения о возможности ее вступления в ВТО с 30 странами, и в ходе официального визита такое соглашение было подписано и с Японией.

Кроме того, Украина, как и Япония, поддерживает план реформирования Совета

безопасности ООН и может помочь Японии получить статус постоянного ее члена. "Изменения, которые произошли в Японии за последние 30-40 лет, дают этой стране право быть постоянным членом Совета безопасности ООН. Та роль, которую играет политически и экономически эта страна, дает основания для такого статуса", — сказал Виктор Ющенко.

Дорожный вопрос

Во время многочисленных встреч глава украинского государства отметил, что Украина заинтересована в привлечении японских инвестиций к проектам, связанным с транспортными коридорами, строительством автобанов, портов, тоннелей. Президент сообщил, что официально передаст письма от украинского правительства премьер-министру Японии относительно заинтересованности в кредитовании японской стороной возведения моста через Южный Буг в Николаеве. Уже завершились переговоры относительно постройки нового терминала аэропорта "Борисполь", продолжаются переговоры о сооружении моста через Днепр, начаты переговоры по финансированию инфраструктуры трех европейских коридоров, которые проходят по территории Украины. Кроме того, заложены проекты по строительству украинского спутника для Японии.

В ходе официального визита украинской делегации в Японию министр транспорта и связи Украины Евгений Червоненко и президент машиностроительной компании, входящей в состав японской группы ITOCHU, Джиро Такемори подписали рамочный меморандум о сотрудничестве. Он предусматривает украинско-японское сотрудничество и реализацию совместных проектов в сферах железнодорожного и городского транспорта на магнитных подушках, строительства мостов и автомобильных дорог, реконструкции аэропортов и финансово-лизинговых услуг по строительству самолетов, развития морской и речной инфраструктуры. Во время встречи также был определен приоритетный проект — совместное создание скоростной монорельсовой железной дороги, которая соединит Ленинградскую площадь в Киеве с международным аэропортом "Борисполь".

Кроме того, Виктор Ющенко присутствовал на церемонии подписания протокола между холдингом "Укрпроминвест" и корпорациями Isuzu и Sojitz, согласно которому будет создано совместное предприятие по экспорту автобусов "Богдан" и других грузовых автомобилей, изготовленных в Украине.

В ходе визита Виктора Ющенко в Японию стало ясно, что у японцев появился реальный шанс впервые наладить отношения и стать стратегическим партнером страны, которая ранее входила в состав бывшего Советского Союза. Тем более что в отличие от России, где двухсторонние отношения осложняются территориальными претензиями, Украина вполне может выступить для Японии плацдармом для выхода на рынки Восточной Европы.

И даже несмотря на то, что политическая стабильность страны — один из самых важных факторов для вложения инвестиций, японские инвесторы не очень опасаются предвыборной ситуации в Украине, поскольку они, как правило, рассчитывают не на быстрое получение прибыли, а на длительные капиталовложения в промышленность.

Объемы внешнеторгового оборота Украины и Японии

Год

Экспорт, $/млн.

Импорт, $/млн.

Сальдо, $/млн.

2005*

28,1

170,2

-142,1

2004

100,1

422,0

-321,8

2003

87,8

377,6

-298,8

2002

82,6

184,5

-101,8

2001

67,2

164,6

-97,4

*Данные за январь-май 2005 года.

Источник: Госкомстат