Денег им не занимать

Европейский опыт государственных инвестиций вряд ли подойдет Украине. Евросоюз долгое время считался раем для национальных производителей. Постепенная либерализация внешней торговли и давление со стороны ВТО привели к уменьшению государственной поддержки
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Европейский опыт государственных инвестиций вряд ли подойдет Украине. Евросоюз долгое время считался раем для национальных производителей. Постепенная либерализация внешней торговли и давление со стороны ВТО привели к уменьшению государственной поддержки в большинстве отраслей. Впрочем, даже нынешняя модель вкладывания государственных денег в инфраструктуру и высокотехнологичные отрасли вряд ли подойдут Украине из-за совсем разных структур экономики

Долгое время западные экономики ставились в пример развивающимся странам как образец рыночной экономики. Позже выяснилось, что понятие свободных рынков включает не только роль государства как простого регулятора работы бизнеса, но и государства как активного инвестора и зачастую источника капитала для частного бизнеса. И хотя государство в теории всегда считалось неэффективным собственником и инвестором, промышленно развитые страны никогда, собственно, не отказывались от подобной роли. Ярким примером в этом отношении является Европейский Союз.

Объемы производства — не главное

По своей сути европейские государства, предоставляя госпомощь, преследуют самые различные цели, а именно инвестируют бюджетные средства не только в региональную инфраструктуру, но и в защиту национальных производителей и создание дополнительных рабочих мест. В ЕС существуют такие формы государственной помощи, как субсидии, освобождение от налогов и сборов, гарантии кредитов на выгодных условиях, льготы, но перечень постоянно обновляется. Государственная помощь в странах ЕС предоставляется исключительно на выборочной основе. Предприятия, которые планируют расширить свою деятельность и инфраструктуру, получают госпомощь без исключений.

По словам заместителя директора Института международных отношений Национального университета им. Т. Г. Шевченко Александра Шныркова, отраслевая (секторальная) помощь в странах ЕС возможна при наличии двух условий: если помощь будет влиять на экономическое развитие в конкретном секторе и если не пострадает торговля между странами. Примером служит текстильная отрасль в Европе. Помощь на модернизацию текстильного производства ориентирована на снижение затрат с помощью использования новых технологий и материалов, а не на поддержание уровня производства.

Государственная помощь осуществляется по четко определенным направлениям в отрасли: на научные исследования и разработку технологий; на защиту окружающей среды; для малых и средних предприятий; на нужды реструктуризации предприятий. В странах ЕС существует 10 отдельных стратегий предоставления помощи предприятиям. Например, в угольной промышленности принцип государственной помощи сформирован довольно обобщенно, поскольку считается, что отрасль наносит большой вред окружающей среде. Поэтому бюджетные деньги направляются на решение экологических и социальных проблем, связанных с перестройкой угольной отрасли. Так, активная реструктуризации отрасли с 1980 по 2000 годы привела к уменьшению добычи угля на 80% и снижению уровня занятости на 94% в большинстве стран ЕС.

По словам директора Института экономических исследований и политических консультаций Игоря Бураковского, сейчас в странах ЕС разрабатывается Кодекс помощи сталелитейной промышленности, где будут прописаны основные принципы промышленной политики по отношению к металлургам. Государственная помощь будет осуществляться только для инновационных исследований в металлургии, природоохранных мероприятий и решения социальных задач отрасли. Эксперт отмечает, что инвестиционные проекты не будут прописаны напрямую в этом Кодексе, но акцент будет сделан на разрешение вопросов профессиональной переподготовки, безработицы, а также будет запрещено оказывать региональную помощь. В 1997 году государственная помощь металлургической отрасли составила 447 млн. евро для всех стран, а в 2003 году 95 млн. евро уходило только на защиту природы.

Другая отрасль, которая теряет конкурентоспособность — автомобилестроение, получает государственные субсидии из-за весомой роли в промышленности стран ЕС. Помощь ориентирована на покрытие издержек и не способствует увеличению выпуска продукции, но при этом возможна помощь в рамках региона. С введением новых норм в автомобильном секторе стран ЕС с 2003 года правила получения государственной помощи ожесточились из-за чрезмерной конкуренции. Компании не получают помощь в целях реструктуризации, за исключением случаев, когда предприятие намерено уменьшить производственные мощности.

Аграриев ЕС ожидают перемены

Камнем преткновения между странами ЕС стало чрезмерное субсидирование аграрной отрасли. На последнем гонконговском саммите ВТО страны ЕС намеревались разрешить вопрос о предоставлении преференций европейским фермерам. По словам политолога Международного центра перспективных исследований Наталии Шаповаловой, помощь сельскому хозяйству занимает около 40% затрат всего бюджета Союза. Основа программы субсидирования фермеров ЕС — это предоставление помощи производителям сельхозпродукции. Страны по-разному относятся к нововведениям в сельскохозяйственной сфере. Против уменьшения дотаций для фермеров выступили две крупнейшие аграрные страны ЕС — Франция и Польша. "Со дня вступления Польши в ЕС произошли изменения в финансировании сельхозхозяйства, где уменьшилась доля косвенных дотаций в пользу субсидий, которые непосредственно направляются аграрным производителям", — отмечает торговый советник торгово-экономического отдела Посольства Республики Польша в Украине Николай Онищук. Расходы из государственного бюджета Республики Польша на сельское хозяйство составили почти $1,5 млрд. в 2004 году, а расходы из бюджета ЕС на сельскохозяйственную отрасль были на уровне $680 млн. в 2004 году. Для новых членов ЕС существует специальная программа SAPARD, следуя которой предоставляется финансовая помощь ЕС перед вступлением в него для подготовки сельского хозяйства к интеграции. По словам Николая Онищука, общая сумма средств, которые выделяются ЕС на участие в финансировании проектов из Годовых финансовых договоров 2000-2003 годов, составила вместе с долей государства в финансировании около $1,5 млрд. Особенностью финансирования сельского хозяйства в странах ЕС является наличие непосредственных выплат. Этот метод предоставления помощи повышает доход производителя без необходимости повышения цен для потребителей сельскохозяйственных продуктов. По данным Министерства сельского хозяйства и развития села Республики Польша, в 2004 году государство сделало сельхозпроизводителям единую выплату за площадь, которая финансировалась из средств ЕС и составила 25% доплат, действующих в ЕС.

Украинцы за громадными дотациями странам Восточной Европы из бюджета Евросоюза могут наблюдать только с сожалением. Страна не является членом ЕС и даже претендентом на вступление, а возможностей родного бюджета не хватает даже на первоочередные инвестиции. Копирование системы оказания госпомощи также вряд ли подойдет — например, из-за отсутствия денег строительство дорог в Украине более целесообразно проводить на базе концессий с частными компаниями или за счет кредитов, тогда как в ЕС строительство финансируется напрямую за счет бюджета. Впрочем, даже сейчас в странах ЕС планируется провести в следующие несколько лет реформирование системы публичной помощи. Возможно, для Украины настало также время что-то изменить.

Сколько это стоит

Согласно принятому недавно бюджету в 2007-2013 годах 10 новых стран-членов Евросоюза получат 157 млрд. евро структурной помощи. Из них Польша получит 59,6 млрд. евро, которые будут потрачены на инфраструктуру и улучшение окружающей среды