Депутаты провалили компромиссный бюджет

На прошлой неделе Верховная Рада отказалась принимать вариант бюджета-2006, подготовленный правительством при участии бюджетного комитета Верховной Рады. "За" высказались 122 депутата при необходимых 226. Среди не голосовавших за главный финансовый докуме

На прошлой неделе Верховная Рада отказалась принимать вариант бюджета-2006, подготовленный правительством при участии бюджетного комитета Верховной Рады. "За" высказались 122 депутата при необходимых 226. Среди не голосовавших за главный финансовый документ страны были не только представители оппозиции, но и большинство социалистов, а также членов фракции Народной Партии. Провал бюджета продемонстрировал серьезную конфронтацию власти и парламента, которую обостряют надвигающиеся выборы

Претензий к бюджету у депутатов было много. Одни считали, что в документе не прописаны все социальные программы, другие — что в нем уделено недостаточно внимания той или иной отрасли или региону. Однако глобальных причин непринятия бюджета никто не высказал. Фактически, от госбюджета депутаты отказались лишь из-за того, что он правительственный. Аллергия на Кабмин приводит к тому, что нардепы отвергают все его инициативы, даже не пытаясь мотивировать свои действия. Бывшая власть, а теперь оппозиция недовольна тем, что уже не участвует в формировании бюджетного пирога, а теперь хочет отомстить за это власти нынешней.

Перед самим голосованием правительство весь день и всю ночь проводило переговоры с бюджетным комитетом, идя на уступки по многим статьям. В итоге Кабмин согласился увеличить дотации местным бюджетам с 3,1 млрд. до 5 млрд. грн. Эти деньги должны были пойти на решение социальных вопросов — выплат зарплат бюджетникам, пенсионных отчислений и т. д. Всю ночь чиновники и депутаты из комитета переписывали доходы и расходы 700 районов.

Достигли компромисса и в аграрном секторе. В целом на аграрную сферу должно было направиться более 10 млрд. грн. Причем 1,9 млрд. грн. из них — прямые дотации крестьянам.

Исполняющая обязанности главы бюджетного комитета Людмила Супрун заявила, что доработанный бюджет — уже не тот закон, который был представлен в парламенте в первом чтении. "Теперешний вариант был разработан при участии Верховной Рады, мы существенно улучшили закон, попытавшись удовлетворить все возможные требования депутатов", — заявила Супрун журналистам.

По ее словам, уступки требованиям друг друга оказали как бюджетный комитет, так и правительство. Минфин пошел на увеличение доходов местных бюджетов и АПК, комитет согласился на снижение взносов в соцфонды на 1%, благодаря чему предприниматели снизят свои расходы на 1,3 млрд. грн.

Однако это не устроило большинство депутатов. Они не проголосовали ни за сам проект, ни за предложения переделать его бюджетному комитету до 21 декабря с учетом расходов на птичий грипп и выборы в 2006 году. Не устроило парламентариев предложение Литвина проголосовать хотя бы статьи о доходах, расходах, дефиците и трансфертах в местные бюджеты. На основании этого закона, по словам спикера ВРУ, регионы могли хотя бы сформировать местные бюджеты.

Такое нежелание голосовать представители проправительственных фракций объясняют сугубо политическими мотивами. "Правительство и парламентский бюджетный комитет достигли компромисса. Это очень не нравится оппозиции", — отметил журналистам лидер фракции НСНУ Николай Мартыненко.

Оппоненты правительства не скрывали своего непринятия бюджета, обвиняя Кабмин то в снижении соцпрограмм, то "в проедании денег от продажи "Криворожстали".

По словам представителя фракции СДПУ(о) Нестора Шуфрича, текущие результаты голосования по бюджету свидетельствуют о недоверии парламента к власти, которая не умеет формировать бюджет. По словам нардепа, это означает, что правительство должно идти в оставку за некомпетентность.

Против чего голосовали

Правительство в своих доработках, как и ожидалось, не пошло на уступки Раде в ее требовании увеличить дефицит бюджета до 3% от ВВП. Однако правительству все же пришлось отказаться от многих своих предложений в угоду парламентариям. Основными источниками роста доходов, согласно законопроекту, будут: уменьшение возмещения налога на добавленную стоимость (500 млн. грн.), сохранение таможенных сборов до момента вступления в ВТО (300 млн. грн.), увеличение рентной платы за добываемую в Украине нефть и газовый конденсат (134,5 млн. грн.), увеличение сбора за куплю-продажу безналичной валюты с 1 до 1,2% (402 млн. грн.), увеличение поступления за аренду госимущества (70 млн. грн.)

Кабмину все же пришлось отказаться от идеи обязательной продажи земли всех приватизированных предприятий. Реализации будет подлежать земля лишь объектов, которые будут проданы в следующем году.

Ресурсы бюджета вырастут прежде всего за счет сокращения программ министерств и ведомств на 2 млрд. грн. Именно на этом настаивал бюджетный комитет. Кабмину придется отказаться от создания спецфонда для закупки светлых нефтепродуктов и сахара — 100 млн. грн., снизить финансирование внедрения энергосберегающих технологий — 400 млн. грн. (и это при угрозе трехкратного роста цен на газ!) Кроме того, ввиду отказа от снижения отчисления в соцфонды на 2% (договорились о снижении на 1%) в бюджет дополнительно поступят 1,5 млрд. грн. Сэкономленные на правительственных предложениях 2 млрд. грн. будут направлены местным бюджетам.

Расходы Министерства аграрной политики в документе увеличили на 2,4 млрд. грн. При этом на поддержку продукции животноводства дополнительно выделили 200 млн. грн. Вырученные 2 млрд. грн. от налога на добавленную стоимость будут направлены на дотации селянам.

Менять не будут?

Невзирая на провал бюджета, правительство все же не кажется удрученным. Как отметил вице-премьер по гуманитарным вопросам Вячеслав Кириленко, Кабмин не посыпает голову пеплом, а готов уже на этой неделе начать доработку проекта бюджета, чтобы удовлетворить ряд требований депутатов до 23 декабря. Однако кардинально менять проект бюджета чиновники не собираются. К процессу планируют подключить и президента страны, который должен убедить парламент проголосовать за документ. "Проект бюджета менять не будут, потому что в этом нет смысла. Нынешний вариант является максимально компромиссным как для Верховной Рады, так и правительства", — заявил "Инвестгазете" зампредседателя бюджетного комитета Валерий Асадчев.

И. о. главы комитета Людмила Супрун сообщила, что страна все-таки может какое-то время жить и без госбюджета, однако лишь по параметрам прошлого года. Статьи по увеличению пенсий и зарплат реализовать будет невозможно.