Диаспора помогает людям, а не государству

Украинская диаспора с одинаковым энтузиазмом восприняла обретение Украиной независимости, однако ее наиболее сознательные и богатые представители по-разному избирали пути предоставления нашей стране материальной помощи. Экономический хаос в Украине в нача

Украинская диаспора с одинаковым энтузиазмом восприняла обретение Украиной независимости, однако ее наиболее сознательные и богатые представители по-разному избирали пути предоставления нашей стране материальной помощи. Экономический хаос в Украине в начале 90-х на многие десятилетия перечеркнул желание диаспоры инвестировать свои средства в экономику страны. Вместо этого каждый этнический украинец, считавший своим долгом предоставить посильную помощь Украине, избирал тот вариант, который устраивал его лично. Десятки миллионов долларов были потрачены диаспорой в основном на гуманитарные, научные, просветительские цели

Государственное руководство Украины и украинская диаспора так и не сумели найти тот общий язык, который бы позволил объединить в одно целое потребности первых и возможности вторых. В первые годы после обретения независимости общение власти с украинскими общинами за рубежом в большей степени было наполнено символизмом, нежели носило рациональный характер. Диаспора признала Украину как правопреемницу той Украинской Республики, из которой многие ее представители вынуждены были уехать в 40-е годы. Само событие символической передачи полномочий состоялось в зале Верховной Рады в августе 1992 года, когда глава Государственного Центра УНР в эмиграции Николай Плавюк передал почетные грамоты Президенту Украины Леониду Кравчуку.
Таким образом, диаспора признала, что она уже не несет ответственности за дальнейшие пути развития Украины, что, впрочем, не означало, что зарубежные украинцы отказались от содействия в становлении получившего независимость государства.
На первых порах официальные власти, ввиду малочисленности сотрудников отечественного МИДа, использовали диаспору в качестве инструмента "раскрутки" имиджа Украины на международной арене. Украинские общины с готовностью покупали здания за рубежом и передавали их в собственность украинскому государству. В частности, Объединение украинцев в Великобритании отдало свое здание для первоначального размещения посольства Украины в этой стране. Украинцы в США и Канаде финансово содействовали в том, чтобы Украина хотя бы на первых порах имела помещения для дипломатических представительств. Организация, которую возглавлял лидер Организации украинских националистов Николай Плавьюк, передала Украине здание в Филадельфии. Впоследствии Николай Плавюк, получивший в 1993 году украинское гражданство, основал в Украине фундацию им. Ольжича, финансировавшую ряд издательских и просветительских программ.
Тем не менее, ни диаспора, ни официальный Киев не пошли дальше, чтобы закрепить и расширить совместное сотрудничество. Представители диаспоры изначально не желали участвовать в каких-либо инвестиционных проектах в Украине. С одной стороны, это объяснялось тем, что последовавший за независимостью развал экономики явно не способствовал инвестиционной привлекательности Украины. С другой — необходимо понимать, что, в отличие от еврейской или армянской диаспоры, украинская не является настолько мощной в материальном плане, чтобы взвалить на свои плечи потребности экономики целой страны. Крупный капитал у украинской диаспоры встречается очень редко, в основном это средний и мелкий капитал, инвестиционные возможности которого крайне ограничены.

Личности и фонды
Несмотря на то, что диаспора не принимала участия в крупных экономических проектах в Украине, ее представители уже с 1991 года инициируют и реализовывают ряд программ, имеющих, в первую очередь, гуманитарное и общественное направление. В основном деньги на эти цели предоставлялись различными фондами, за каждым из которых стояла отдельная персона, по-своему видевшая свою миссию в возрождении украинского государства. Так, первая серьезная материальная помощь была предоставлена швейцарским фондом Карла Попера, который в период с 1991 по 1993 год истратил $3,5 млн. на реализацию сорока проектов. Одним из примеров серии этих проектов было финансирование поездки ряда украинских телевизионных журналистов на стажировку в Canadian Broadcasting Corporation.
С 1990 года также начинает действовать один из наиболее мощных донорских фондов "Возрождение" ("Видродження"), финансируемый известным филантропом Джорджем Соросом. "В течение периода, когда я возглавлял Международный фонд "Видродження", а это 1991 — 1998 годы, мы получили на реализацию различных проектов более $50 млн.", — говорит Богдан Гаврилишин, один из наиболее активных представителей украинской диаспоры. В целом с 1990 по 2003 год МВФ "Видродження" предоставил негосударственным организациям Украины, а также научно-образовательным, просветительским, культурным учреждениям и изданиям грантов на сумму более $79 млн.
Если говорить о конкретных личностях, а не об организациях, то наиболее крупную финансовую помощь Украине предоставил Петр Яцык, который, к сожалению, умер в 2001 году. Эмигрировав в Канаду в 1945 году, Петр Яцык стал бизнесменом, широко известным своими благотворительными проектами. В частности, он финансировал строительство украинских школ в Бразилии, оказывал финансовую поддержку изданию многих книг по истории и культуре Украины, был главным меценатом "Енциклопедiї українознавства", Украинского исследовательского института при Гарвардском университете (США), Центра исследований истории Украины в Канадском институте украинских студий при Университете Альберты. Незадолго до своей смерти Петр Яцык пожертвовал $1 млн. на открытие специального украинского отдела в Институте Гарримана при Колумбийском университете в США. Всего же канадский предприниматель украинского происхождения пожертвовал более $40 млн. на развитие украинской культуры и языка во всем мире.

Миф об "украинском лобби"
Украинская диаспора вряд ли могла предложить что-то больше, чем финансирование культурно-просветительских или гуманитарных программ. Очень редко представителю диаспоры удавалось выйти на более высокий уровень предоставления поддержки. Особенно это касается так называемого "лоббирования" интересов Украины среди правительств и руководителей промышленно развитых стран. Долгое время считалось, что в США и Канаде существует так называемое "украинское лобби", которое прямым образом влияет на формирование позиции руководства этих стран по отношению к Украине. Однако о таком феномене можно было говорить лет 20 — 30 назад, когда украинские общины преимущественно проживали в своеобразных гетто. Очевидно, что политические круги заботились об украинских голосах, и тогда были украинские послы, украинские сенаторы, министры в канадском кабинете. Наиболее известным из этнических украинцев, занимавших высокие посты, был генерал-губернатор Канады Рамон Гнатышин.
"В США, как правило, представители украинской диаспоры выступают в роли заинтересованных экспертов, к которым время от времени обращаются американские институты за консультациями. Существует несколько организаций, которые пытаются транслировать мнение украинской диаспоры на законодательный уровень, но я не уверен, что они являются, строго говоря, лоббистскими группами", — говорит руководитель Департамента Украины, Беларуси и Молдовы американского агентства WashingtonProFile Сергей Коротко.
Лишь один Богдан Гаврилишин, который в свое время был советником Президента и премьер-министра Украины, сообщил о своих прямых контактах с главой Еврокомиссии Романо Проди. Однако на европейско-украинские отношения это большого влияния не оказывает.

Комментарии

Богдан Гаврилишин, экономист, постоянный член Римского клуба (Швейцария):

О наиболее активных представителях диаспоры
— Трудно сказать, кто из представителей диаспоры принес больше пользы для Украины с момента обретения страной независимости. Какие критерии необходимо использовать, чтобы дать этой помощи адекватную оценку? К примеру, покойный Петр Яцык приложил огромные усилия по поддержке украинского языка. Орест Субтельный внес свой огромный вклад, авторитетно написав историю Украины. Для украинских сирот, на мой взгляд, больше всего сделала Руслана Вжесневска из Торонто через программу "Помогите нам. Помогите детям". Хотя и Богдан Курилко из Нью-Йорка проделал в этом направлении громаднейшую работу. Профессор Янушевский, также из Торонто, вместе со своим комитетом многое сделал для сохранения памяти о голодоморе. Семья медиков Маткивских потратила большую сумму денег на предоставления Украине медикаментов и медицинского оборудования. Но это лишь несколько примеров и вовсе не оценка того, кто сделал для Украины больше, а кто меньше.

О личном вкладе
— Я старался лично давать советы высшему украинскому руководству, через, к примеру, Консультативный совет, который я возглавлял в период с 1991 по 1998 год. Совет консультировал Президиум Верховной Рады. Также подобная работа проводилась через американско-украинский консультативный комитет, среди членов которого были Збигнев Бжезинский и Генри Киссинджер.
В 1989 году я стал соучредителем Международного института менеджмента и до сих пор являюсь главой его наблюдательного совета. В 1994-м также участвовал в создании Международного центра перспективных исследований.
Планирую и в дальнейшем работать в Украине, финансировать проекты и содействовать процессу евроинтеграции.

О сегодняшней диаспоре
— Диаспора во многом разочарована экономическим, социальным и особенно политическим положением Украины, а Украина несколько разочарована диаспорой. Особенно четко это было заметно во время Всемирного конгресса украинцев в Киеве, состоявшемся в августе 2003 года.

Николай Плавюк, глава правления фундации им. Ольжича, вице-президент Украинской народной республики в экзиле (изгнании):

О наиболее активных представителях диаспоры
Для оказания финансовой помощи Украине были созданы отдельные комитеты, которые в настоящий момент зарегистрированы как донорские организации в Канаде и в других странах. Они получают средства и пересылают их, к примеру, для помощи чернобыльским детям или детям-сиротам. Целый ряд отдельных личностей организовывали такие фонды — в Бельгии это г-жа Демчук. Если говорить о более существенном вкладе в области предоставления помощи Украине, то следует упомянуть такие организации, как Сводный украинско-американский комитет помощи: он имеет свое представительство и его деятельность носит систематический характер. А также Всемирный совет общественной службы при Всемирном конгрессе украинцев, который создал сеть общественных служб в разных украинских городах. Их помощь осуществляется в разных формах: от посылок с одеждой до перевода денег.

О личном вкладе
— Фундация им. Ольжича, которая действует в Канаде и США, Великобритании и Австралии, десять лет назад была зарегистрирована в Киеве. Она стала основным организатором издательства им. Олены Телиги, газеты "Українське слово", содействовала в формировании женской организации им. Олены Телиги, которая сегодня представлена во всех областях Украины. Сотрудничая с ОУН, фундация им. Ольжича инвестировала несколько миллионов долларов в создание и выпуск еженедельной газеты, журналов "Розбудова Держави", "Жіночий світ", "Молодь и смолоскип". Кроме того, фундация каждый год присуждает около 100 стипендий тем студентам, которые отличаются успехами в учебе и ведут активную общественную жизнь.

О сегодняшней диаспоре
— Следует понимать, что те представители диаспоры, которые помнят и понимают Украину, уже очень пожилые люди. Их дети, внуки, хоть и причисляют себя к этническим украинцам, но смотрят на Украину сквозь призму рационализма. От них вряд ли стоит ожидать хотя бы той помощи, которую предоставляло старшее поколение. Более того, сегодняшней диаспоре в большей степени необходима помощь именно из Украины. Не материальная, конечно. Это должно быть более четкое проявление внимания к диаспоре со стороны украинского государственного руководства, которое еще до сих пор не определило, что же собой представляет заграничный украинец.