"Динозавр" отечественного IТ

Молодой, не лишенный здоровых амбиций Владимир Колодюк в свои неполные 30 лет является президентом AVentures Group — одного из крупнейших холдингов IТ-отрасли Украины. О том, как построить бизнес с нуля и какие перспективы у отечественного рынка высоких т

Молодой, не лишенный здоровых амбиций Владимир Колодюк в свои неполные 30 лет является президентом AVentures Group — одного из крупнейших холдингов I Т-отрасли Украины. О том, как построить бизнес с нуля и какие перспективы у отечественного рынка высоких технологий, мы беседуем с Владимиром в сегодняшнем интервью

— Владимир, зачастую все руководители отечественного I Т-бомонда начинают свой "творческий путь" с Киевского политеха. Вас тоже постигла эта участь или вы — исключение из правил? Расскажите, как начинали бизнес.

— У меня все начиналось с экономического образования: факультет внешнеэкономической деятельности в "ЭКОМЭНе". Уже на втором курсе появилось желание немедленно реализовать на практике полученные знания.

Так, 11 лет назад я пришел в IТ-бизнес, став одним из основателей компании Unitrade. Можно сказать, что я — "динозавр" молодого и амбициозного украинского рынка IТ. Тогда наша компания начиналась с элементарной торговли: сначала фотоаппаратами, потом — радиотелефонами, ноутбуками. Бизнес был довольно удачным и динамичным. Таким образом потихоньку создавалась компания, которая на сегодняшний день выросла в большой быстроразвивающийся холдинг AVentures Group.

— Какими были ваши первоначальные инвестиции?

— Ноль инвестиций. А если быть более точным, то — несколько сотен, максимум тысяча долларов личных денег.

— Как же вам удалось так "разрастись"? Помогли ли в этом времена "легких денег"?

— Во-первых, я не могу сказать, что в 1994 году было очень легко работать на IТ-рынке. Рынок сам по себе был не сформирован, хаотичен. Тогда существовали свои нюансы, мешающие развитию: конкуренция незначительная, но время было достаточно опасным — рэкет, нестабильная ситуация в стране, отсутствие прозрачного законодательства.

Достичь сегодняшнего результата помогло очень сильное желание вырасти и стать лидером на рынке.

— Существуют ли на сегодняшний день какие-либо факторы, сдерживающие развитие компании?

— Безусловно. В первую очередь, это несовершенное законодательство, которое не способствует развитию бизнеса, а больше ему мешает.

Также на сегодняшний день существует проблема "дорогих" денег, которая не позволяет отечественному бизнесу полноценно развиваться, существенно снижает конкурентоспособность украинских компаний.

Урегулировав вопрос с иностранными инвестициями на государственном уровне и обеспечив им защиту, государство выиграет вдвойне: приход западных инвестиций в Украину позволит стабилизировать ситуацию на финансовом рынке. Бизнес получит адекватные по стоимости деньги, а значит, более широкие возможности для развития. Отсюда — новые рабочие места, повышение платежеспособности населения и т. д., по цепочке.

— Возвращаясь к первоистокам, интересно узнать, как возникло название AVentures ?

— AVentures происходит от английского venture — венчурные инвестиции, капитал, чем изначально занималась компания AVentures. Первая буква A означает a-brand или высший класс, то есть символизирует стремление компании всегда быть лидером и занимать наибольшую долю на рынках, где мы присутствуем.

— Расскажите о ближайших планах холдинга. Что ожидать рынку от компании в скором будущем?

— В ближайшее время мы планируем акцентировать наше внимание на усилении завоеванных позиций: активном развитии уже существующих розничных сетей — Unitrade и City.сom и выводе еще одной розничной сети национального масштаба.

Кроме того, есть желание активно использовать накопленный десятилетний опыт работы на рынке ИКТ и в дистрибьюторском и оптовом направлениях. В трехлетней перспективе планируем сделать дистрибьюторскую компанию Direct Line IT-дистрибьютором №1 в Украине.

— Что будет представлять собой новая розничная сеть и какое будет иметь название?

— Не хочу сообщать наперед, так как мы готовим презентацию нового бренда в виде небольшого сюрприза. Единственное, могу заверить, что третья розничная сеть нашего холдинга по своему формату будет существенно отличаться от уже существующих (Unitrade, City.com). Это будет "бомба", но об этом позже.

— Какое из направлений холдинга требует наибольшее количество инвестиций?

— Безусловно, розничная сеть. Для этого требуются много ресурсов: финансовых, человеческих, тысячи квадратных метров площадей. В этом году наш инвестиционный портфель составит по меньшей мере 100 млн. грн. Это тот минимум, который мы планируем привлечь в дополение к собственным инвестициям.

На сегодняшний день мы рассматриваем предложения нескольких ведущих финансовых учреждений. Оцениваем пакет услуг, который они готовы предоставить сегодня AVentures Group как крупному корпоративному заказчику.

— Легко или тяжело руководить таким большим холдингом, как AVentures Group ?

— По большому счету за семь-восемь лет количество людей у меня в прямом подчинении существенно не изменилось, несмотря на то, что компания значительно расширилась.

Сейчас в AVentures Group работает около 1,3-1,4 тыс. человек. Трудно ли руководить? Скорее, гораздо интересней, чем раньше: больше тонкостей, нюансов, в которых приходится разбираться. А значит, это требует собственного роста и развития.

— Считаете ли вы себя идеальным руководителем? Какие качества, по вашему мнению, вам необходимо улучшить в будущем?

— Для меня очень важно находить в себе силы для того, чтобы выслушать и прислушиваться к своим подчиненным, искать пути избежания ошибок.

Постоянная работа над собой — достаточно немаловажный фактор для всех руководителей и, в частности, для меня лично.

— Какому методу руководства вы отдаете предпочтение — "кнута" или "пряника"?

— Я предпочитаю метод эффективной мотивации, а он предполагает в зависимости от ситуации использование и того, и другого.

— Как вы мотивируете своих сотрудников для того, чтобы они следовали за вами и вашими идеями?

— Все мы прекрасно понимаем, что товарно-денежные отношения лежат в основе отношений работодатель — сотрудник. Деньгами можно мотивировать сотрудника сделать то или иное, но убедить в идее, убедить следовать за собой — это вопрос лояльности к компании, к руководителю. Вопрос, над решением которого приходится работать много, как мне, так и руководителям холдинга всех уровней управления.

Но могу поделиться небольшим секретом: люди верят и готовы идти за мной, даже не задавая вопросов, тогда, когда я сам верю в идею, заряжен ею. Тогда идея окрыляет и открывает горизонты не только для меня, но и для всей команды.

— Существуют ли для вас табу в бизнесе?

— Недобросовестная конкуренция и нечестные отношения с клиентами. Мы стараемся не обманывать своих клиентов и партнеров, вести честный бизнес. Никогда не использовали и не будем использовать "черный пиар" или плести интриги против своих конкурентов.

— Ваш брат Андрей, ранее руководивший компанией AVentures Group , в настоящее время отдает предпочтение информационным технологиям в политическом разрезе. В каком бизнесе или же в политике вы видите себя в будущем?

— Я по призванию бизнесмен. И мне очень нравится тот бизнес, в котором я сейчас, — он разносторонний и динамичный. Я не вижу себя в политике — та оплата труда, которая существует у государственных чиновников, меня не интересует, а взятки мы не берем. Но, тем не менее, не исключаю возможности попробовать себя в роли советника, владеющего опытом и знаниями рынка.

— Расскажите о ваших предпочтениях в технике.

— На сегодняшний день существует две вещи, без которых я не могу жить — ноутбук и мобильный телефон. В этой технике я предпочитаю функциональность. Поэтому раз в несколько месяцев я меняю брeнды, пробую последние модели, выбираю лучшее из лучших.

— То есть на покупку техники денег не жалеете?

— Не могу сказать, что на стоимость я не обращаю внимание. Всему есть предел. Лишних денег ни за что не заплачу, тем более, если знаю, сколько та или иная модель может стоить.

— И напоследок хотелось бы услышать прогноз эксперта I Т-рынка. Что нас ждет в ближайшем будущем?

— Наиболее показательными являются рынки мобильных телефонов и ноутбуков. Прогнозы такие — мобильных телефонов в текущем году должно быть продано не менее чем 5,5 млн. штук, то есть ожидается почти 100%-ный рост рынка. Ноутбуков — 80-85 тыс. штук — это почти 100%-ный рост.

Рынок по-прежнему нельзя считать сложившимся. Уверен, что в этом году рынок узнает новых игроков, которые начнут с большой агрессивностью отвоевывать "свою" долю рынка.

— Есть ли шансы у отечественных разработчиков мобильных телефонов занять значительную нишу на мировом рынке мобильных телефонов?

— В ближайшем обозримом будущем — никаких! К сожалению, отечественная IТ-индустрия отстала от мировой на десятки лет. А для того чтобы догнать, кроме амбиций и желания, потребуются просто колоссальные инвестиции. Ведущие мировые производители ежегодно тратят на разработку новых продуктов бюджеты, адекватные государственному бюджету Украины, а то и выше. Но это не исключает возможности Украины развивать собственное производство. При соответствующей законодательной базе наше государство имеет шанс занять ведущие позиции среди стран-производителей и составить достойную конкуренцию восточным странам.

— Каково ваше видение идеального ноутбука и мобильного телефона будущего?

— Встроенный чип (смеется)! Ноутбук, который можно спокойно положить в карман. Но это не устройства типа КПК, а, возможно, нормальный полноценный ноутбук с резиновой, сворачивающейся клавиатурой, пленочным дисплеем.