"Дорогой мой телевизор"

Телевизионная реклама глазами обывателя. Телевидение обладает поистине магической силой влияния на человека. Специалисты рекламы хорошо знают об этом. Поэтому в рекламном бизнесе наиболее пристальное внимание уделяют именно телерекламе. Хватает ли этой ре

Телевизионная реклама глазами обывателя. Телевидение обладает поистине магической силой влияния на человека. Специалисты рекламы хорошо знают об этом. Поэтому в рекламном бизнесе наиболее пристальное внимание уделяют именно телерекламе. Хватает ли этой рекламы на то, чтобы обеспечить каналам безбедное существование, сколько денег (по данным маркетинговых исследований) оборачивается в телевизионном секторе рекламного рынка и достаточно ли телеканалам поступлений от рекламы для успешного развития?

Все цифры и суммы, которые использованы в данной статье, неабсолютны, они считались компанией АСВ по прайсам телевизионных каналов и в них не отражены всевозможные скидки, которые предоставляют маркетинговые службы телестудий рекламным агентствам и своим постоянным клиентам. То есть все указанные цены за рекламу взяты по максимуму и отражают скорее существующие пропорции и тенденции. Компания АС В настояла на том, чтобы мы сделали ударение? все цифры обрабатывались и анализировались внутренними силами газеты

СПЕЦИАЛИСТЫ по рекламе име­ют все основания утверждать, что благое намерение украин­ских законодателей не прерывать просмотр захватывающего теле­фильма не менее захватывающими историями о новых детских подгузни­ках является одним из тех камней, ко­торыми вымощена дорога в ад рекла­мы. Мне же, как простому телезрите­лю, все равно. Пусть телеканалы те­ряют рекламное время и, следова­тельно, деньги, оттого что им законо­дательно запрещено "разбавлять" показ телефильма рекламными пау­зами. Меня даже радует, что в самом интересном месте фильма, когда красавец-герой наконец-то... (дайте волю своей фантазии), тетя Ася не начнет рассказывать мне об эффек­тивности и экономии какого-то мою­щего средства. Я знаю, что в момент наибольшего напряжения сюжета фильма пару минут рекламы доволь­но терпимы и невероятно эффектив­ны. Именно поэтому я снова радуюсь, что рекламистов не допустили до волнующего меня, как обычного те­лезрителя, мгновения и, в результа­те, до возможности влиять на мой окончательный выбор стирального порошка, когда я пью пиво или выби­раю оператора мобильной связи.

Поэтому я с благодарностью ду­маю о наших законодателях, когда мое внимание приковано к какому-либо российскому каналу, где все ЭТО разрешено (реклама каждые двадцать минут). Правда, для меня, как простого украинского телезрите­ля, которому надоели рассказы о по­хождениях туалетного утенка, на за­прете вставлять рекламные блоки в середину фильма все хорошее за­канчивается. И мой вечерний про­смотр телевизионной программы за­частую напоминает абсурдное дей­ство, поскольку я занимаюсь посто­янным переключением с канала на канал, пытаясь таким образом уйти от просмотра рекламных роликов. К сожалению, избежать этого полно­стью не удается.

Так ли хотелось убежать?

ВРЕМЯ, когда я устраиваюсь по­удобнее около своего голубого экра­на, — около семи вечера. Для специ­алистов это начало прайм-тайм — времени, когда перед телевизорами собирается максимальное количест­во зрителей. Они же — наиболее об­ширная целевая аудитория реклам­ных роликов товаров широкого по­требления, они же — будущие поку­патели этих товаров, пользователи различных услуг, те, кто принимает решение о том, что будут носить, есть, читать и куда ездить их родные, близкие и просто знакомые — речь идет о нас с вами.

Мой телевизионный вечер начи­нается с просмотра программы сту­дии "1 + 1" (старенький "Электрон" всегда включается на его кнопке). Заканчивается очередной молодеж­ный телесериал, и один из крупней­ших рекламодателей Kraft Jacobs Suchard на протяжении тридцати се­кунд вводит в мое подсознание сте­реотип, что пить надо только кофе "Якобс". Ради интереса смотрю дан­ные исследовательской компании AGB: тридцать секунд "общения" с потенциальными потребителями кофе стоили компании Kraft Jacobs Suchard $3 125. Становится инте­ресно и появляются конкретные во­просы. Если за столь короткое время каналу потенциально "капает" $3 тыс., сколько же он может зарабо­тать за вечер (пусть это будет с 19.00 до 22.00)? Правда ли, что телеканалы могут существовать исключительно за счет поступлений от рекламы? И что, в конце концов, представляет собой рынок телевизионной рекламы Украины? Желание "прыгать" с канала на канал пропадает. Запас­шись результатами исследований АОВ, я посвящаю вечер своему "Электрону".

Предпочтения десятки крупнейших рекламодателей Украины

Один и тот же рекламный ролик на разных каналах в разное время стоит по-разному. Это зависит от многих составляющих, таких как: рейтинг ка­нала, рейтинг передачи, зрительская аудитория... На этих показателях строятся другие, которые также влия­ют на стоимость и количество рекла­мы. Поэтому для того, чтобы ответить на все поставленные вопросы, при­шлось проделать срез по основным рекламодателям и каналам.

В скобках

ДЕНЕЖНЫЕ суммы, подсчитан­ные АОВ, не совсем соответствуют реальности. Исследовательское агентство считает стоимость рекла­мы на основе официально заявлен­ных цен, а не на основе фактических. Не учтены всевозможные скидки, ко­торые каналы предоставляют рекла­модателям.

Кроме того, ситуация такова, что о происходящем на самом деле (я имею в виду расчеты за эфирное время) знает очень ограниченное число людей. Поэтому все цифры, которые публикуются в материале, можно смело делить, как минимум, на три. Как подтвердил мне в част­ном разговоре представитель одной из самых крупных украинских компа­ний-рекламодателей, настоящую це­ну никто не скажет: "Даже не рассчитывайте на это. Но следует задаться вопросом, правда ли, что всем рек­ламодателям каналы продают эфирное время по одной и той же стоимости?".

Дорогое удовольствие караоке и шампуней

ИТАК, вечером 22 ноября, когда я так уютно сидела около своего "Эле­ктрона", самой крупной компанией по капиталовложениям в телевизи­онную рекламу, согласно данным AGB, оказалась компания LG electronics. За три часа наблюдений я имела возможность 12 раз посмот­реть рекламные ролики о различной бытовой технике и караоке. Причем выбор каналов вещания у маркетоло­гов LG electronics оказался конкретный — исключительно "Интер" и "Студия 1+1". LG потенциально за­платила за эфир одного и того же ро­лика на этих двух программах разные суммы. Согласно прайсовым стоимо­стям, цены за рекламу отличаются порой незначительно, а порой очень существенно. Например, за пятнадцатисекундный ролик "LG electronics бытовая техника" "Интеру" могли пе­речислить $1125, а "1 + 1" — $1 400 (незначительная разница в $275). За рассказ же телезрителям о музы­кальном центре LG karaoke, согласно данным AGB, "Студия 1+1 могла потребовать на $1035 больше, чем "Интер" (см. таблицу).

В целом же за рекламу LG electronics украинское телевидение за три часа вечернего эфира за неде­лю с 20 по 26 ноября потенциально получило $186 732, что составляет почти 7% от всех прайсовых реклам­ных поступлений на каналы УТ-1, "Эра ТРК", УТ-2, "Интер", "Студия 1+1", 1СТ\/, СТБ, "Новый канал" за это же время (опять-таки, данные AGB).

На втором месте по капиталовло­жениям в вечерний эфир за неделю с 20 по 26 ноября оказалась всемир­но известная своими затратами на маркетинг и рекламу международная корпорация Procter&Gamble. Снача­ла этот результат привел меня в не­которое замешательство — почему компания не на первом месте, как это кажется, когда постоянно смот­ришь телевизор. Однако, ознакомив­шись с исследованиями AGB по десяти основным телевизионным рекламодателям в течение недели (20-26 ноября) по всему дню трансляции, вопрос отпал. Производитель пам­персов, шампуней, зубных паст, сти­ральных порошков, гигиенических салфеток и моюще-чистящих средств оказался на "заслуженном" первом месте. Видимо, вечернее время, которое было выбрано для среза телевизионного рекламного рынка Украины, оказалось не самым эффективным для потребителей продукции Procter&Gamble: в домо­хозяек "стрелять" рекламой лучше в течение рабочего дня. Вечером же крутилась реклама по каналам "Ин-тер", "1+1" и ICTV. Интересным оказался разброс прайсовых цен за эфирное время тридцатисекундного ролика: от $3 320 по "Интеру" до $200 по ICTV — разница в $3 120.

Правда, "Интеру" "заработать" на рекламе Procter&Gamble в тот вечер особо не удалось, рекламодатель ог­раничился одним роликом шампуня. В то время, когда по ICTV их прошло целых пять, все вместе стоили, со­гласно официальной сетке, $833 и 33 цента. Зато бюджет вечерней рекла­мы Procter&Gamble в эфире студии "1+1", согласно данным AGB, соста­вил $15 420. Общее же вложение им­перии под именем мистеров Проктера и Гэмбэла в наше телевидение в тот вечер максимально составило $19 553 и 33 цента (5,04% официаль­но заявленного рекламного бюджета украинского телевидения 22 ноября 2000 года с 19.00 до 22.00).

Отечественная специфика

ОПЕРАТОР мобильной связи "Ки­евстар GSM" является компанией, которая, по данным AGB, имела са­мые большие среди отечественных брэндов телевизионные рекламные бюджеты за период с 20 по 26 ноября 2000 года. Маркетологи "Киевстара", планируя рекламную кампанию по 20%-ной скидке за услугу "СтарТайм", предпочли вечерний эфир каналов"Интер" и "1+1". Эти два кана­ла по праву можно назвать настоящи­ми рекламными монстрами нашего телевидения. Количество зрителей, которые собираются для просмотра передачи этих каналов, не сопоста­вимы ни с одним каналом. Поэтому нет ничего удивительного, что "Ин­тер" и "1 + 1" перетягивают на себя основную массу рекламных бюдже­тов. УТ-1, ТРК "Эра", УТ-2, ICTV, СТБ и "Новый канал", согласно данным AGB, получают лишь малую долю тех сумм, которые оборачиваются на "Интере" и на "1 + 1". Простое сравне­ние: весь вечерний бюджет рекламы "Нового канала" 22 ноября составляет около $11 тыс., а "1+1" берет за один сорокасекундный ролик Procter&Gamble, по отмонтирован-ным данным, $3 720 (все цифры пре­доставлены нашей газете компанией АСВ). В среднем одной-двух минут вечерней рекламы "Студии 1+1" до­статочно, чтобы покрыть все вечер­ние поступления "Нового канала".

Теперь о "Киевстар GSM". Рас­пределение рекламных бюджетов на вечерний эфир по "Интеру" и "1+1" 22 ноября 2000 года и здесь утратило свою симметричность. Практически за одно и то же время (разница в две секунды) "Киевстар GSM" по макси­муму мог перечислить "Интеру" $5,5 тыс., а "Студии 1+1" $7,272 тыс. Тем самым оператор мобильной свя­зи мог вложить в украинскую реклам­ную индустрию порядка $12 тыс., за что получил прекрасную возмож­ность четыре раза по 20 секунд и два раза по 19 секунд рассказывать те­лезрителям об услуге "Старлайн".

Толстосумы по-новому

РЕКЛАМА кофе "Якобс", с кото­рой начиналось мое вечернее путе­шествие по просторам проданного телеэфира, принесла приятный сюрприз. Компания Kraft Jacobs Suchard , продюсер этого ролика, первая среди десятка рекламных толстосумов того вечера, уделила внимание моему любимому "Новому каналу", зрители которого в течение десяти секунд смотрели ролик о шо­коладном вафельном батончике Siesta (искусственные джунгли, об­раз дикаря). За доступ к таким, как я, любителям "Нового" Kraft Jacobs Suchard заплатил, не удивляйтесь, всего $70. И это по максимально возможной прайсовой стоимости, без учета скидок. Тут поневоле вспо­минаются мизерные рекламные бюджеты украинского Интернета и по­стоянные шпильки в его адрес со стороны матерых медиа-байеров (те, кто занимается куплей-прода­жей рекламы): мол, заработать на рекламе там невозможно. Но полу­чается, что и в телевизионных рек­ламных бюджетах как-то совсем не­густо, если ты не исключительная "Студия 1 + 1" или канал "Интер". Во всяком случае так было в ноябре 2000 года, согласно данным AGB. Kraft Jacobs Suchard не обошел своим вниманием и еще один моло­дой телеканал. Речь о СТБ. За эфир трех роликов общей продолжитель­ностью 35 секунд "кофейники" долж­ны были заплатить СТБ $525. Как ви­дим, значительно больше, чем "Но­вому", но у СТБ и территориальное покрытие выше. Правда, до "1+1" не дотянули, даже если сложить вместе все эфиры "Нового" и СТБ. Kraft Jacobs Suchard в тот вечер мог оста­вить "Студии 1 + 1" $9,850 тыс. и 50 центов, тем самым потратив на всю телерекламу по официальным прай­сам около $10,5 тыс.

В сетке телевизионной рекламы Kraft Jacobs Suchard есть еще одна интересная особенность: всемирно известный "кофейник" вообще отка­зался в тот вечер от канала "Интер". Так что Kraft Jacobs Suchard можно назвать дважды первым в десятке крупнейших украинских медиа-байе­ров. Первый раз — за выход на новую для "монстров" территорию ("Но­вый" и СТБ), второй — за отказ от традиционного распределения бюд­жетов между "Интер" и "1+1". Объяс­нить такую избирательность можно несколькими причинами. Одна из них — нецелесообразность. Напри­мер, зрительская аудитория "Интера" в тот вечер могла не соответство­вать целевой аудитории "Якобса", то есть среди зрителей не было тех, кто покупает и потребляет кофе и шоко­ладные батончики). Другая возможная причина — финансовая. Напри­мер, сам продюсер рекламы или агентство, которое занимается раз­мещением роликов "Якобса" на те­левидении, не пришли с отделом маркетинга канала "Интер" к общему денежному знаменателю.

Пятый элемент

ПЯТОЙ по "денежной силе" на рынке рекламы Украины вечером 22 ноября оказалась компания Mars LLC. Всемирно известный произво­дитель популярных в перестроечный период батончиков "Сникерс" и "Марс" предложил в тот вечер ук­раинским потребителям два вида своей продукции. На канале "Интер" был показан ролик для хозяев кошек, убеждающий кормить своих любим­цев кормом "Вискас", а по "1+1" мне рассказали о райском наслаждении "Баунти" и о фруктовых леденцах "Тюнс". На все это Mars LLC максимально "потратил" из своего реклам­ного бюджета $6,24 тыс.

В целом же, анализируя сетку рекламы десятка крупнейших рекла­модателей за неделю, можно уви­деть, что вечером 22 ноября все продюсеры, кроме Danone, предпо­чли рекламу на канале "1 + 1". А вот Национальный канал УТ-1 практичес­ки все время оставался без внима­ния "толстосумов". "НД Украина" оказалась единственным среди де­сятки крупнейших (да и не только среди них), кто разместил свою рек­ламу на УТ-1 (о рейтинге популярно­сти "Золотая фортуна" заявленная цена $1,089 тыс. за 45-секундный ролик).

Десять самых больших рекламо­дателей украинского телевидения обеспечили по прайсовой стоимости 32,01% всех сумм, которые, подан­ным AGB, поступили на счет телека­налов Киева за эфир рекламы за не­делю 20-26 ноября 2000 года с 19.00 до 21.59. Вся же заявленная сумма за рекламу в течение трех часов ве­чернего эфира за 7 дней составляет $2 742 125 (два миллиона семьсот сорок две тысячи сто двадцать пять долларов).

Выводы

ИТАК, удалось выделить неоспо­римого лидера за один вечер про­смотра. Сюрпризов ни для кого не было. Говоря сухим языком специа­листов, вечером 22 ноября 2000 года "Студия 1+1" стала самым крупным носителем рекламы на рынке элек­тронных средств массовой информа­ции Украины. Канал "перетянул" на себя практически половину всех бю­джетов, выделенных на оплату эфира рекламных роликов. В цифрах: по данным AGB за рекламу во время трехчасового эфира "Студии 1 + 1" могло быть перечислено 53% ($206 614,16) от суммы всех возмож­ных поступлений за то же время на телевидении ($390 109,62). По прайсам, самые дорогие ролики, ко­торые транслировались на "1+1", — это реклама партий "Демократичес­кий Союз", "Реформы и порядок" и компании Procter&Gamble.

Procter&Gamble являлась самым активным рекламодателем по всем каналам, общая продолжительность ее роликов в тот вечер составила 1 992 секунды. Можно сказать, что по сетке размещения рекламы с 20 по 26 ноября 2000 года, которую я за­просила у компании AGB, этот все­мирно известный производитель памперсов также оказался самым ак­тивным рекламодателем в эфире на­циональных и мультинациональных каналов.

В целом же деньги, которые обо­рачиваются на официальном рынке телевизионной рекламы, принадле­жат иностранным инвесторам. Кроме упомянутого "дядюшки Проктера", наши телеканалы "кормят" следую­щие компании: LG electronics, Kraft Jacobs Suchard, Mars LLC, Danone, Nestle и Wrigley (см. таблицу круп­нейших рекламодателей по инвести­циям). Среди отечественных брэн­дов выделяются компании UMC, "Киевстар GSM" и львовский "Свиточ" (также компании с иностранными ин­вестициями).

На рынке рекламы Украины тон и стиль работы задают иностранные компании. К этому выводу прихо­дишь, оценивая не только бюджеты, которые направляются на оплату эфирного времени: недавно прове­денный рейтинг рекламных агентств, которые существуют в Украине, под­тверждают этот вывод. Правда, ра­ботают иностранцы, однозначно учи­тывая наши национальные особенно­сти (маркетологи — первые люди, если речь идет о нюансах — всевоз­можные исследования, страсть к применению новейших методов практической психологии и тому по­добное — продавать ведь как-то на­до). В данном же случае эта особая чувствительность рекламистов к сре­де, где они работают, проявляется в том, что никто вслух не говорит, как же на самом деле происходит про­цесс расчетов за рекламу и сколько она стоит на деле. Когда же дело до­ходит до просьбы о комментариях в СМИ, начинаются страшные рас­сказы о том, как телевизионные медиа-байеры, пользуясь своим прак­тически монопольным положением, позволяют по нескольку раз менять расценки за рекламу перед самым эфиром, когда агентству уже некуда деваться. Во время таких "коммента­риев" обязательно оговаривается, что "источник информации желает остаться неизвестным". Поэтому имеет смысл вести речь о теневом рынке рекламы, который не настоль­ко велик и страшен, как, например, рынок оружия или наркотиков, но все же имеет место.

В итоге ответ на вопрос — "мо­жет ли телеканал существовать за счет поступлений от рекламы" — следующий: "скорее всего, да". Осо­бенно, если бы получали за рекламу столько, сколько это заявлено в их прайсовых стоимостях.