"Доступ к рынкам ЕС Украина улучшит после вступления в ВТО", — говорит руководитель торгово-экономического отдела Представительства Европейской Комиссии в Украине и Беларуси Тимо Хаммарен

Несмотря на попытки первых лиц Украины отстоять интересы производителей труб на рынках Европы, Евросоюз, похоже, настроен принять решение о введении антидемпинговых пошлин на продукцию ряда производителей — "Нико Тьюб" и Нижнеднепровского трубопрокатного

Несмотря на попытки первых лиц Украины отстоять интересы производителей труб на рынках Европы, Евросоюз, похоже, настроен принять решение о введении антидемпинговых пошлин на продукцию ряда производителей — "Нико Тьюб" и Нижнеднепровского трубопрокатного завода, Днепропетровского трубного завода "ЮтиСТ". Европейцы уверены, что для применения мер есть достаточно оснований, которые они приводят в интервью "Инвестгазете". ЕС четко заявляет — в данном случае имел место демпинг со стороны украинских трубников и косвенно подтверждает — в том числе и из-за дешевых энергоносителей

— Проблема планируемого ЕС введения пошлины на украинские бесшовные трубы получила широкий резонанс в Украине. Встречались ли вы с представителями украинских производителей этой продукции, какие они приводят аргументы в свою защиту? Насколько эти аргументы вы посчитали состоятельными?

— Комиссия поддерживала тесные контакты с украинскими экспортерами и органами власти и провела столько слушаний, сколько просила украинская сторона для обоснования своих взглядов. Что касается представленных аргументов, то в случае, когда они были соответствующим образом обоснованы, доводы принимались во внимание, что в некоторых случаях привело к снижению антидемпинговых пошлин.

— Украинские власти критикуют подход ЕС к определению ущерба от поставок именно украинской трубной продукции, считая, что последствия импорта из разных стран неодинаковые. Приведите ваши аргументы относительно необходимости введения ограничительных мер против Украины. Каков главный мотив ЕС?

— В соответствии с положениями антидемпингового законодательства ЕС, если антидемпинговое расследование ведется одновременно в отношении более чем одной страны, весь объем импорта, осуществляемый из этих стран, оценивается кумулятивно (вместе) при определении того, насколько угрожающей является данная ситуация для конкретной отрасли промышленности Сообщества, в случае, если присутствуют следующие факторы:

— маржа демпинга по импорту из всех расследуемых стран является значительной (более 2%);

— объемы импорта из каждой страны значительны (более 1%);

— импортируемая продукция, равно как и продукция, производимая в странах Сообщества, находится в равных конкурентных условиях.

Все вышеперечисленные факторы присутствовали в этом расследовании.

Данное расследование показало, что импорт из Украины осуществлялся по демпинговым ценам, которые причинили ущерб соответствующей отрасли Сообщества. Эти причины полностью оправдывают введение антидемпинговой пошлины исходя из положений законодательства ЕС, а также на основании принципов ВТО. Такие же выводы были сделаны и по отношению к остальным странам, против которых проводилось антидемпинговое расследование.

Говоря другими словами, если бы расследование проводилось только против Украины, Европейская Комиссия также предложила бы введение санкций.

— Какова в целом политика ЕС относительно различной украинской продукции? Назовите, какие ограничения и на какие виды продукции действуют в настоящее время? Планируется ли отмена тех или иных мер?

— На данный момент ЕС применяет антидемпинговые санкции в отношении семи видов продукции, импортируемой из Украины, а именно: аммиачная селитра, бесшовные стальные трубы, карбид кремния, стальная проволока и кабели, мочевина, растворы, содержащие мочевину и аммиачную селитру, и сварные трубы. Действующие меры не затрагивают значительную часть украинского экспорта в страны ЕС. Например, в 2004 году антидемпинговые меры касались только 0,1% объемов импорта ЕС из Украины.

Сейчас в четырех случаях меры находятся на разных этапах пересмотра. Кроме этого, на сегодня ЕС проводит три новых антидемпинговых расследования против продукции, импортируемой из Украины: бесшовные трубы, пентаэритритол и гладильные доски.

— Какими основаниями руководствуется ЕС, вводя ту или иную меру? Это защита европейских производителей?

ЕС не использует защитные меры в целях оказания воздействия на отдельную страну или конкретный продукт. Европейская Комиссия получает и рассматривает жалобы от представителей отрасли Сообщества. Службы Европейской Комиссии открывают расследование в случае, если оно оправдано предоставленными доказательствами, анализируют и уточняют все приведенные факты. В этом контексте Комиссия выступает в качестве арбитра, который пытается установить, обоснованы или нет в каждом конкретном случае обвинения в нанесении ущерба за счет импорта или субсидирования. И если расследование подтверждает факт нанесения ущерба от демпинга, ЕС должен применить меры для восстановления одинаковых "условий игры". В противном случае европейские производители, которые имеют право на защиту от международно признанных методов нечестной торговли, таких как демпинг, обратятся в суд.

— Украина конкурирует в сегменте недорогих труб, и в случае закрытия для нее европейского рынка, эту нишу займут другие компании из третьих стран. В чем логика такого подхода со стороны ЕС? Не является ли это лоббированием чьих-то интересов?

— Если предложенные антидемпинговые меры против импорта бесшовных труб из Украины будут введены, скорее всего, рынок ЕС не закроется для украинской продукции, которая все равно дешевле продукции европейских производителей. На самом деле цель, которая преследуется введением антидемпинговых пошлин, заключается не в закрытии рынка для отдельных видов продукции, а в восстановлении справедливой конкуренции. Также следует отметить, что относительно части ассортимента продукции уровень антидемпинговых пошлин, которые применяются на данный момент, значительно выше того, который предлагается установить. Таким образом, доступ на рынок для украинской продукции должен улучшиться, поэтому опасения некоторых экспортеров в этом отношении выглядят необоснованными.

— В отношении украинской металлопродукции действуют квоты со стороны ЕС. Соответствующее соглашение заключено на 2005-2006 годы. Будет ли такая схема отношений пролонгирована на 2007-й и далее? По каким принципам ЕС будет строить свои отношения с Украиной в этом вопросе? Есть ли с вашей стороны определенные условия, при которых ограничения могут быть отменены?

— Европейская Комиссия будет искать возможность продлить соглашение по существующим квотам для некоторых видов украинской сталелитейной продукции до момента вступления Украины в ВТО. После этого торговля данной продукцией будет полностью освобождена от ограничений.

— Возможна ли со стороны ЕС отмена ограничений по разным видам продукции (металлургической, химической, другой)? При каких условиях? Что может сделать Украина, чтобы европейский рынок стал более открытым для нашей продукции?

— ЕК не применяет количественных ограничений к украинской химической продукции, только к сталелитейной. Украина способна улучшить доступ к рынку ЕС в краткосрочной перспективе, завершив процедуру вступления в ВТО, а в среднесрочной перспективе — путем проведения переговоров о создании зоны свободной торговли с Европейским Союзом.

— Правда ли то, что ЕС считает нерыночным формирование цен в Украине на электроэнергию и газ и поэтому, соответственно, расценивает как демпинг цены на продукцию металлургии? Является ли это вашим условием — поднятие цен на энергоресурсы до уровня европейских? Только тогда ЕС изменит мнение и, возможно, отменит меры в отношении украинской продукции?

— Нет. Общее правило для стран с рыночной экономикой предполагает, что Европейская Комиссия проводит расчет затрат на базе собственных данных украинских производителей. Однако необходимо доказать, что эти цифры обоснованно отражают затраты, связанные с производством и продажей изучаемой продукции. В тех случаях, когда подобных подтверждений нет и существуют значительные отклонения от общего ценового уровня на данном рынке, проводится уточнение расчетов. Таким образом, каждый случай рассматривается отдельно.

В нашем случае было выявлено, что цены на газ и электроэнергию были значительно ниже, чем для других экспортеров. Таким образом, при проведении расчетов было проведено уточнение этих цен. Для того чтобы ЕС мог пересмотреть применяемые меры, экспортеры должны предоставить доказательства того, что обстоятельства, имеющие отношение к демпингу и/или ущербу, на основании которых вводились данные меры, существенно изменились.