- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Другая роль
Бизнесмен Константин Жеваго о синергетическом эффекте своего бизнеса.
Константин Жеваго — говорит, входя в комнату, самый молодой украинский миллиардер как будто опасается, что его не узнают. На первый взгляд он похож на инвестиционного банкира — очень четкие ответы на вопросы, хороший английский, профессиональный сленг — дисконт, upside… Громадная разница с недалеким прошлым — еще лет пять назад Константина Жеваго называли одним из самых жестких и неуступчивых участников корпоративных конфликтов. Но сейчас именно его Ferrexpo стала первой компанией, акции которой котируются в основном списке Лондонской биржи. Может быть поэтому Константин Жеваго больше любит говорить об отдельных предприятиях, чем о финансово-промышленной группе, которую на карте ТОП-100 мы называем "Финансы и Кредит". "Никогда в жизни мы не смешивали несовместимые вещи и не пытались выстроить нечто, что будет уникальной моделью для Украины", — рассказывает один из крупнейших украинских бизнесменов о своем опыте управления такими разношерстными бизнесами, как машиностроение, фармацевтика или банк. Но случайно или нет синергия между предприятиями группы налицо — транспортное машиностроение обеспечивает самосвалами, вагонами и в перспективе кораблями, руду для будущего металлургического завода будет поставлять Полтавский ГОК, и даже проблему природного газа для "Ворскла Сталь" планируется решить за счет собственной добычи в той же Полтавской области. А металл снова будет уходить на машиностроительные предприятия группы.
– Вы довольны результатами IPO Ferrexpo?
– Скажу вам откровенно: очень довольны. Мы достигли всех тех целей, которые были поставлены нами самими и аналитиками рынка. Мы считаем, что размещение было очень успешным, и объективным подтверждением является рост котировок акций на сегодняшний день. Кроме того, мы первая украинская компания, которая провела листинг на основной площадке Лондонской фондовой биржи, и вторая сырьевая компания из стран СНГ после казахского "Казахмыса".
– Сейчас котировки Ferrexpo на 30% превышают цену размещения. Вы не жалеете о потерянной потенциальной прибыли?
– На самом деле это обычная практика, и инвесторы заинтересованы в потенциале роста стоимости акций. Мы приобретаем не только деньги, но и партнеров для ведения своего бизнеса в будущем.
– Почему проект "Ворскла Сталь" не был включен в Ferrexpo?
– Это логично по одной простой причине. Все горнорудные компании в мире не расширяют свои горнорудные операции за счет сталелитейных мощностей. За последние десять-пятнадцать лет они распродали свои метзаводы. Вертикальная интеграция сегодня приветствуется в России и в какой-то степени в Украине, но мы себя позиционируем как горнорудная компания. Все проекты, которые мы собираемся делать в привязке к этой компании, связаны только с железной рудой. Наша цель — максимально задействовать все месторождения, которые есть на балансе компании. Сохранить ее сырьевой профиль — это не только наше решение, это в первую очередь решение рынка и совет инвестиционных банкиров.
– Какая логика инвестирования в проект "Ворскла Сталь"? Это обеспечение сбыта продукции?
– Логика строительства "Ворскла Стали" для производства стальных полуфабрикатов по новейшим технологиям состоит в том, что мы полностью уничтожаем "минусы" логистики — доставки сырья до конечного потребителя. Например, доставка тонны железорудного сырья из Бразилии в Китай стоит в среднем $30. Добавьте ко всему этому достаточно длительные временные показатели, которые требуют большого оборотного капитала как со стороны горнорудного предприятия, так и со стороны сталелитейного потребителя. Если мы умножим расходный коэффициент 1,7 железорудного сырья на производство жидкой стали, то получим затраты в $50 на тонну этого металла. Если же мы полностью сократим транспортные издержки при транспортировке железорудного сырья на комбинат, то экономический эффект на 1 млн. тонн стали составит $50 млн. Не использовать такую уникальную возможность было бы коммерчески неразумно.
– Если говорить о вашем новом проекте, новая технология Hot DRI — насколько она перспективна и испытана в мире?
– Сегодня все металлургические предприятия Ближнего Востока работают только на этой технологии. Более того, она экологически чистая, поскольку используется природный газ вместо кокса.
– Но одним из больших минусов этой технологии является высокое потребление газа, стоимость которого в Украине растет…
– Очевидно, что этот вопрос для нас является критичным, поскольку на Ближнем Востоке или в России газ дешевле, чем в Украине. В привязке к нашему проекту мы разрабатываем газовые месторождения в Полтавской области, стоимость газа из которых полностью конкурентоспособна.
– То есть за счет собственных месторождений вы собираетесь покрывать большую часть потребностей в газе?
– Теоретически да. Мы видим, что запасы есть, и ключевой вопрос сегодня — это привлечь партнера и применить лучшую на рынке технологию добычи этого газа. С одной стороны, Украина достаточно привлекательная нефтегазовая провинция мира, но с другой стороны, условия добычи здесь достаточно сложные, потому что природный газ залегает на глубине от трех до пяти километров. У нас есть партнерские отношения в проектах бурения и добычи голубого топлива. Кроме того, на рынке есть лицензии, которые можно купить.
– Вы сейчас активно развиваете логистику. Как обстоят дела со строительством порта, довольны ли вы работой железных дорог?
– Причал полностью запущен, уже загружен первый корабль. Получили подтверждение для себя и для рынка о том, что терминал полностью работоспособен. Наша задача сегодня использовать на все 100% его мощности в 5 млн. тонн в год. В настоящее время, к счастью, не испытываем никаких проблем и с вагонами, и надо отдать должное "Укрзализныце" за то, что она адекватно подходит к требованиям производителей. Мы рассматриваем на совете директоров варианты развития собственных логистических цепочек, более защищенных с точки зрения рисков. Наши прямые конкуренты имеют собственный парк вагонов, и не исключено, что мы будем строить нечто подобное в будущем, тем более что есть Стахановский вагоностроительный завод. У нас также есть очень весомое преимущество — мы единственная горнорудная компания в СНГ, находящаяся на берегу судоходной реки. Никто больше не имеет такой возможности доставлять свою продукцию до рынка баржами. Мы это делаем на протяжении последних 25 лет, и это дает нам возможность не замыкаться на железнодорожный транспорт. Речные перевозки всегда исторически дешевле, чем железнодорожные.
– Как вы управляете предприятиями группы?
– Каждое направление рассматривается как отдельный бизнес. Бизнес Ferrexpo никоим образом не связан с деятельностью "Росавы". Это была идеология моя и нашего менеджмента на протяжении последних десяти лет. Обычная мировая практика управления — холдинги с активами в разных отраслях торгуются с дисконтом по отношению к другим компаниям.
Но машиностроительное направление состоит из довольно разных производств. Почему вы объединили их в один холдинг?
Насколько сегодня по своим отдельным проектам вы оцениваете потребность в финансировании?
Какова стратегия развития банковского бизнеса?