Другая роль

Бизнесмен Константин Жеваго о синергетическом эффекте своего бизнеса.

Бизнесмен Константин Жеваго о синергетическом эффекте своего бизнеса.

Константин Жеваго — говорит, входя в комнату, самый молодой украинский миллиардер как будто опасается, что его не узнают. На первый взгляд он похож на инвестиционного банкира — очень четкие ответы на вопросы, хороший английский, профессиональный сленг — дисконт, upside… Громадная разница с недалеким прошлым — еще лет пять назад Константина Жеваго называли одним из самых жестких и неуступчивых участников корпоративных конфликтов. Но сейчас именно его Ferrexpo стала первой компанией, акции которой котируются в основном списке Лондонской биржи. Может быть поэтому Константин Жеваго больше любит говорить об отдельных предприятиях, чем о финансово-промышленной группе, которую на карте ТОП-100 мы называем "Финансы и Кредит". "Никогда в жизни мы не смешивали несовместимые вещи и не пытались выстроить нечто, что будет уникальной моделью для Украины", — рассказывает один из крупнейших украинских бизнесменов о своем опыте управления такими разношерстными бизнесами, как машиностроение, фармацевтика или банк. Но случайно или нет синергия между предприятиями группы налицо — транспортное машиностроение обеспечивает самосвалами, вагонами и в перспективе кораблями, руду для будущего металлургического завода будет поставлять Полтавский ГОК, и даже проблему природного газа для "Ворскла Сталь" планируется решить за счет собственной добычи в той же Полтавской области. А металл снова будет уходить на машиностроительные предприятия группы.

Вы довольны результатами IPO Ferrexpo?
– Скажу вам откровенно: очень довольны. Мы достигли всех тех целей, которые были поставлены нами самими и аналитиками рынка. Мы считаем, что размещение было очень успешным, и объективным подтверждением является рост котировок акций на сегодняшний день. Кроме того, мы первая украинская компания, которая провела листинг на основной площадке Лондонской фондовой биржи, и вторая сырьевая компания из стран СНГ после казахского "Казахмыса".

Сейчас котировки Ferrexpo на 30% превышают цену размещения. Вы не жалеете о потерянной потенциальной прибыли?
– На самом деле это обычная практика, и инвесторы заинтересованы в потенциале роста стоимости акций. Мы приобретаем не только деньги, но и партнеров для ведения своего бизнеса в будущем.

Почему проект "Ворскла Сталь" не был включен в Ferrexpo?
– Это логично по одной простой причине. Все горнорудные компании в мире не расширяют свои горнорудные операции за счет сталелитейных мощностей. За последние десять-пятнадцать лет они распродали свои метзаводы. Вертикальная интеграция сегодня приветствуется в России и в какой-то степени в Украине, но мы себя позиционируем как горнорудная компания. Все проекты, которые мы собираемся делать в привязке к этой компании, связаны только с железной рудой. Наша цель — максимально задействовать все месторождения, которые есть на балансе компании. Сохранить ее сырьевой профиль — это не только наше решение, это в первую очередь решение рынка и совет инвестиционных банкиров.

Какая логика инвестирования в проект "Ворскла Сталь"? Это обеспечение сбыта продукции?
– Логика строительства "Ворскла Стали" для производства стальных полуфабрикатов по новейшим технологиям состоит в том, что мы полностью уничтожаем "минусы" логистики — доставки сырья до конечного потребителя. Например, доставка тонны железорудного сырья из Бразилии в Китай стоит в среднем $30. Добавьте ко всему этому достаточно длительные временные показатели, которые требуют большого оборотного капитала как со стороны горнорудного предприятия, так и со стороны сталелитейного потребителя. Если мы умножим расходный коэффициент 1,7 железорудного сырья на производство жидкой стали, то получим затраты в $50 на тонну этого металла. Если же мы полностью сократим транспортные издержки при транспортировке железорудного сырья на комбинат, то экономический эффект на 1 млн. тонн стали составит $50 млн. Не использовать такую уникальную возможность было бы коммерчески неразумно.

Если говорить о вашем новом проекте, новая технология Hot DRI — насколько она перспективна и испытана в мире?
– Сегодня все металлургические предприятия Ближнего Востока работают только на этой технологии. Более того, она экологически чистая, поскольку используется природный газ вместо кокса.

Но одним из больших минусов этой технологии является высокое потребление газа, стоимость которого в Украине растет…
– Очевидно, что этот вопрос для нас является критичным, поскольку на Ближнем Востоке или в России газ дешевле, чем в Украине. В привязке к нашему проекту мы разрабатываем газовые месторождения в Полтавской области, стоимость газа из которых полностью конкурентоспособна.

То есть за счет собственных месторождений вы собираетесь покрывать большую часть потребностей в газе?
– Теоретически да. Мы видим, что запасы есть, и ключевой вопрос сегодня — это привлечь партнера и применить лучшую на рынке технологию добычи этого газа. С одной стороны, Украина достаточно привлекательная нефтегазовая провинция мира, но с другой стороны, условия добычи здесь достаточно сложные, потому что природный газ залегает на глубине от трех до пяти километров. У нас есть партнерские отношения в проектах бурения и добычи голубого топлива. Кроме того, на рынке есть лицензии, которые можно купить.

Вы сейчас активно развиваете логистику. Как обстоят дела со строительством порта, довольны ли вы работой железных дорог?
– Причал полностью запущен, уже загружен первый корабль. Получили подтверждение для себя и для рынка о том, что терминал полностью работоспособен. Наша задача сегодня использовать на все 100% его мощности в 5 млн. тонн в год. В настоящее время, к счастью, не испытываем никаких проблем и с вагонами, и надо отдать должное "Укрзализныце" за то, что она адекватно подходит к требованиям производителей. Мы рассматриваем на совете директоров варианты развития собственных логистических цепочек, более защищенных с точки зрения рисков. Наши прямые конкуренты имеют собственный парк вагонов, и не исключено, что мы будем строить нечто подобное в будущем, тем более что есть Стахановский вагоностроительный завод. У нас также есть очень весомое преимущество — мы единственная горнорудная компания в СНГ, находящаяся на берегу судоходной реки. Никто больше не имеет такой возможности доставлять свою продукцию до рынка баржами. Мы это делаем на протяжении последних 25 лет, и это дает нам возможность не замыкаться на железнодорожный транспорт. Речные перевозки всегда исторически дешевле, чем железнодорожные.

Как вы управляете предприятиями группы?

– Каждое направление рассматривается как отдельный бизнес. Бизнес Ferrexpo никоим образом не связан с деятельностью "Росавы". Это была идеология моя и нашего менеджмента на протяжении последних десяти лет. Обычная мировая практика управления — холдинги с активами в разных отраслях торгуются с дисконтом по отношению к другим компаниям.

Но машиностроительное направление состоит из довольно разных производств. Почему вы объединили их в один холдинг?

Насколько сегодня по своим отдельным проектам вы оцениваете потребность в финансировании?

Какова стратегия развития банковского бизнеса?