- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Два крота, один еж. Судьба использованных батареек в Украине
Ежедневно жители Украины покупают более 200 тыс. батареек. Примерно столько же, по неофициальным данным, их каждый день выбрасывается. Одна пальчиковая батарейка, выброшенная без утилизации, загрязняет 20 кв. м земли. В лесной зоне на такой площади обитают два крота, один еж, не считая сотен дождевых червей, и растет минимум два дерева. А от одной пальчиковой батарейки все они могут погибнуть.
Такие сравнения стали появляться в интернете и прессе около года назад и сразу привлекли внимание. Сначала рядовых украинцев, а затем и социально ответственного бизнеса. В результате контейнеры для сбора отработанных батареек в общественных местах теперь воспринимаются как должное. Но куда их дальше отправляют? В деле спасения кротов много участников — сотрудничающих и конкурирующих, знающих и не знающих друг о друге. Некоторые из них, как оказалось, даже не в курсе, каков результат утилизации батареек.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaСобирательный подход
Украинцы, собирающие отработанные элементы питания в офисах или домах, как правило, передают их на другой доступный пункт сбора. Заправляя свои машины, люди попутно завозят коробки с отработанными батарейками на АЗС сетей, участвующих в "зеленых" проектах. Специальные контейнеры можно найти, к примеру, на заправках WOG. Другой вариант — занести их в магазины, в которых стоят контейнеры для сбора. Например, с лета 2013-го проект по сбору элементов питания на утилизацию начала сеть Watsons. К ритейлерам собранные батарейки часто завозят и небольшие сети ресторанов. Так поступают в Eco Buffet.
По мере заполнения контейнеров перед сравнительно крупными организаторами сбора возникает вопрос: куда девать батарейки? И WOG, и Watsons за свой счет доставляют элементы питания на пока единственное в Украине предприятие, занимающееся их утилизацией — львовский завод по производству драгоценных металлов "Аргентум". Утилизация для предприятия — всего лишь один из ряда опытно-производственных проектов.
Но в пределах страны везти батарейки больше некуда, а на вывоз их за рубеж нужно множество разрешений от контролирующих органов. "Перед тем как начать этот проект, мы рассматривали разные варианты — вплоть до транспортировки отработанных батареек для утилизации за рубеж, — говорит Сергей Корецкий, генеральный директор "Вог Ритейл". — Остановились на львовском заводе".
Другая ситуация у собирателей не такого крупного масштаба. Для доставки батареек на львовский завод они часто пользуются услугами "Новой Почты". Так переправляют собранные для утилизации элементы питания, к примеру, сеть Aroma Espresso Bar и участники социального проекта "Разряди ситуацию". Официальной договоренности у завода с "Новой Почтой" на доставку батареек нет. Просто одно из отделений службы доставки территориально находится недалеко от завода. Туда производитель за собственные деньги регулярно отправляет машину, которая и забирает груз. В числе запрещенных к перевозке "Новой Почтой" грузов есть аккумуляторы.
Пока спорный вопрос, причислять ли к ним пальчиковые батарейки, решается, люди продолжают переправлять их с помощью этой службы доставки. Проверить все пакеты у перевозчика нет возможности. К тому же ответственность за содержимое груза несут отправители. "На утилизацию во Львов отправляю батарейки уже много лет. Ни разу пока не видел, что получается из них после переработки, но кроме "Аргентума", отправлять больше некуда", — говорит руководитель социального проекта Дмитрий Грамоданов.
Ради технологии
Утилизация батареек для "Аргентума" — что-то вроде факультатива. Опытно-производственный режим объективно отличается от серийного производства. В последнем есть четкие параметры продукции, поступающей на входе, и той, что получается на выходе. Опытный режим позволяет постоянно менять процесс переработки, вводить новые компоненты, экспериментировать с результатом. Все это дает возможность развивать саму технологию — то, ради чего завод и начал заниматься этим нерентабельным проектом еще в октябре 2011-го.
По словам Тараса Когута, руководителя инновационного центра "Аргентум", опытно-производственный участок занимает на территории завода всего около 50 кв. м. Установка позволяет перерабатывать до 300 кг батареек в день. Инвестиции в проект на предприятии не считали, так как большая часть оборудования была собрана или отремонтирована своими силами. Так, сделали сортировочный стол, измельчитель, механический и магнитный сепараторы. Закупаются только некоторые реактивы для химического процесса утилизации. Расширять проект на заводе смысла не видят, ссылаясь на недогрузку мощностей. Сейчас батарейки перерабатывают эпизодами — по загрузке, поэтому в месяц утилизируется не более тонны отработанных элементов питания. Для сравнения: еще год назад в месяц на переработку поступало всего около 200 кг батареек.
Пока производитель остановился на самой простой технологии, которая позволяет на выходе получить активную смесь, которую можно использовать в металлургии. В нее входят углерод, цинк, марганец и другие элементы, пропорции которых зависят от входящего материала и тех реагентов, которые используют в процессе. Опытный режим "Аргентума" позволяет каждый раз получать разные смеси. Этот промышленный полуфабрикат затем покупают металлургические заводы. Пока не очень активно, так как для высокой заинтересованности им не хватает объема: металлургам нужны десятки тонн, о чем львовскому заводу пока говорить рано.
Кроме смеси химических элементов, переработчик получает железо, которое потом отправляют на металлолом. Вся выручка от реализации лома и смесей позволяет "Аргентуму" покрыть только зарплату двух сотрудников, работающих на установке, — выпускников "Львовской политехники". Если же заводу приходится тратиться на доставку отработанных батареек, проект выходит в минус. "Мы уже поняли, что получить прибыль на переработке батареек нереально. Она появится в том случае, если к нам будут поступать на переработку батарейки определенного типа. Но тогда нужно кому-то заплатить за сортировку и доставку", — делится соображениями Когут.
Он продолжает работать над нерентабельным проектом, так как верит: будет технология — появится и заказчик. Например, производители и поставщики батареек, которые в западных странах выделяют деньги на утилизацию своей продукции. Завод уже пробовал общаться к крупным производителям и импортерам, но они пока не готовы к сотрудничеству. К тому же в Украине нет законодательства, обязывающего их активно участвовать в утилизации элементов питания.
Туман отходов
Далеко не все собранные батарейки поставляются на "Аргентум". Часть пересылается за рубеж. Например, негосударственная общественная организация "Экологическая лига" отправляет батарейки на утилизацию во Францию. Но на этом известные детали о проекте заканчиваются (комментариев от организации "Инвестгазете" получить не удалось).
Еще часть собранных батареек складируется до лучших времен, так как не все доверяют "Аргентуму", у которого нет лицензии на утилизацию. Этот факт смущает компании, которые занялись сбором батареек при поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Украины. Например, в прошлом году оператор мобильной связи МТС запустил пилотный проект по сбору батареек в Киевской, Житомирской и Львовской областях. Всего установлено 161 контейнер в магазинах и офисах "МТС Украина", госучреждениях и редакциях СМИ регионов. В рамках проекта уже собрано около 500 кг батареек, но все они пока остаются в контейнерах на точках сбора — организаторы все еще дорабатывают схему хранения и утилизации.
Куда именно будут переданы собранные в рамках проекта батарейки, пока неизвестно. Выбором складов для хранения, способами транспортировки туда элементов питания и способами их утилизации занимается Минэкологии, и решения у министерства пока нет. Известно одно: "Аргентум" без лицензии в проект включен не будет. Впрочем, на предприятии утверждают, что в лицензии не нуждаются.
Меж двух огней
Как часто случается в Украине, на вопрос "Нужна ли лицензия на утилизацию отработанных бытовых батареек заводу?" есть два ответа: да и нет. "Данный вопрос урегулирован действующим законодательством весьма неоднозначно", — комментирует Мария Баранович, юрист адвокатского объединения Arzinger. С одной стороны, операции в сфере обращения с опасными отходами действительно подлежат лицензированию. "Однако вопрос отнесения батареек к категории опасных отходов может расцениваться операторами рынка и контролирующими органами неоднозначно", — говорит юрист.
Пока двойственность законодательства позволяет работать, "Аргентум" продолжает утилизировать отработанные батарейки. Когда вопрос с лицензией встанет ребром, на предприятии намерены еще раз просчитать все затраты на проект, а затем принять решение. "Если нас будут выдавливать с этого рынка, просто уйдем. Но я склонен рассматривать все возможные варианты остаться", —
говорит Когут.
Но неоднозначность в трактовке действующих законов точно не должна отражаться на инициативах украинцев. Чтобы не загрязнять грунт и воду токсичными отходами, батарейки "собирать нужно и законно можно". В Минэкологии заверили: получение разрешений на размещение контейнеров для сбора отработанных батареек не предусмотрено.